4 Класс
- 399003 1

Классный час по духовно нравственному воспитанию 4 класс презентация

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Методическая разработка классного часа

по духовно-нравственному воспитанию.

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия № 1»:

Колодезева А.

Класс: 4 «Б»

«Истоки нравственности. Будем добрыми и человечными»

Форма проведения: Классный час.

Подготовительная работа: на уроке технологии дети делают поделку – сердечко, читают литературные произведения, находят пословицы о добре.

  • Дать понятие о нравственных качествах личности, о доброте.
  • Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  • Воспитывать у учащихся взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
  • Работать над выработкой положительных черт характера.
  • С помощью игр, пословиц, и заданий развивать творческий потенциал ребенка. Учить высказывать свои мысли, работать в группах.

Оборудование: Презентация, карточки для групповой работы, таблицы анкет, сердечки.

Класс разделён на 6 творческих групп по 6 человек в каждой.

Учитель читает притчу:

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Был шторм, и звезды выбросило на берег. Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много. Для этой звезды.

Учитель: Можно ли этого мальчика назвать высоконравственным человеком?

— Что такое нравственность?

1 Слайд: Тема: «Истоки нравственности. Будем добрыми и человечными»

2 Слайд: В толковом словаре Ожегова: Нравственность – это качества личности, которые определяют поведение человека.

Учитель: Какие качества человека вы знаете?

Ученик: Доброта, трудолюбие, храбрость, правдивость, ответственность отзывчивость, заботливость, верность, дружелюбие, вежливость, благодарность, бережливость, бескорыстие, гостеприимство, любознательность, мудрость, скромность, сострадание, чуткость, щедрость и т.

Учитель: Мы перечислили некоторые очень хорошие качества личности, которые определяют поведение человека. Есть качества характера противоположные этим качествам. Назовите какие?

Ученик: Злость, лень, враждебность, грубость, безответственность, глупость, жадность и т.

Учитель: Молодцы! Перечислили хорошие и плохие качества характера человека. Подумайте, посмотрите на себя со стороны: какие качества в вашем характере преобладает.

Ученик: Я думаю, что у меня много хороших качеств.

Учитель: Почему ты так считаешь? Приведи примеры.

Учитель: Я желаю, чтобы у каждого были хорошие качества характера, развивайте в себе эти качества с малых лет, работайте над собой, трудитесь над собой, от этого зависит ваша жизнь, какой она будет: успешной или неудачной. Скажите, какими хотите быть в жизни: успешными или неудачниками?

Ученик: Успешными, удачными, счастливыми.

Учитель: Чтобы быть в жизни счастливыми, успешными, что вы должны делать?

Ученик: Развивать хорошие качества характера.

Учитель: “Безнравственному человеку не дано совершить великие дела”

Вы хотите в жизни чего-то достичь?

Учитель: Что вы должны делать с малых лет?

Ученик: Развивать в себе хорошие качества характера.

Учитель: Разгадав кроссворд, мы прочитаем основное качество личности нравственного человека.

Она может быть настоящей и мнимой? (дружба)

Готовность помочь, отозваться на чужие нужды? (отзывчивость)

Это чувство необходимо каждому человеку? (любовь)

Столкновение противоположных интересов? (конфликт)

Доброе, отзывчивое отношение к человеку? (теплота)

Заботливое отношение к людям? (внимание)

Проверка: Слайды с 4 по 18.

Ученик читает стихотворение Н. Тулуповой «Доброта»

Слайд 19.

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта — не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Учитель: Добрый человек – это какой человек?

Ученик: Добрый человек – это человек, который хочет, чтобы другим было хорошо, чтоб другие были счастливы. Он всегда готов бескорыстно оказать помощь другому, умеет сострадать, сочувствовать.

Учитель: Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Слайд 20.

А что это у тебя в руке?

— Счастье.

— А почему такое маленькое?

— Оно только моё. Зато, какое лучистое и красивое.

— Да, восхитительно!

— Хочешь кусочек?

— Наверное.

— Давай ладошку, я поделюсь с тобой.

— Ой, оно такое тёплое!

— Очень. Спасибо! Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке.

— Так всегда бывает.

— А если я с кем-то поделюсь?

— Тогда у тебя прибавится своего!

— Не знаю. Только потом оно станет ещё более тёплым.

— А руки об него обжечь можно?

— Руки обжигает боль. Счастье не может обжечь.

Поделись своим кусочком счастья со всеми, кому ты его желаешь!

Учитель: Дети встаем в круг. У каждого имеется сердечко, почему сердечко? Потому что наша доброта исходит от нашего сердца. Каждый дает свое сердечко товарищу по команде с хорошими пожеланиями. Слайд 21.

Учитель: Спасибо.

Групповая работа: 1) Восстанови пословицы, объясни одну из них, назови свою пословицу о добре. Слайд 22.

2) Назовите литературные произведения, где главный герой проявляет лучшие нравственные качества.

Учитель: Прослушайте рассказ «Осколки доброты» неизвестного автора.

И подумайте, какая из пословиц подходит к этому рассказу.

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Ученик: Изменить мир не так уж сложно, начни с себя.

Учитель: Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа?

Учитель: Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?

Учитель: Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали? Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке?

Учитель: Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?

Учитель: Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.

Ученик: Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей т.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли вы человек.

Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».

Вопросы: Слайд 23.

У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

Товарищ делится в разговоре с тобой своими про­блемами или неприятностями. Если тема тебе не инте­ресна, дашь ли ты это понять собеседнику?

Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?

Часто ли ты используешь злые шутки?

Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты про­играешь?

Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выс­лушивать аргументы другого человека?

Будешь ли ты выполнять работу по просьбе роди­телей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы раз­веселить своих друзей?

Подсчет очков.

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11

— и за отрицательный ответ на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Учитель: И в заключении я прочту вам одну притчу.

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили что полон.

Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили — факт, полон.

И наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки в сосуде.

«Теперь», — обратился мудрец к ученикам,- » я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети — те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями — только они имеют цену, все остальное — лишь песок «

Учитель: О чем мы сегодня поговорили?

Ученик: О нравственности. О доброте.

Учитель: Что вы узнали для себя? Стоит ли быть добрым в жизни?

Учитель: Молодцы дети, что вы поняли с какими качествами характера лучше жить в этом мире. Хочется закончить классный час словами В. Сухомлинского «Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. За добро платите добром! Будьте добрыми и милосердными. Слайд 24.

Домашнее задание: Вспомните человека (друга, учителя), добрый поступок которого был для вас дороже денег, и напишите ему письмо благодарности.

Исполнение песни «Дорогою добра».

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Забудь свои заботы,

Падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя

Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда веди

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов,

Не забывай, что это жизнь,

Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Конспект внеклассного занятия для младших школьников по ценностно-ориентировочной деятельности. Тема: «Хорошее, доброе дело само за себя говорит».

Цель: Создать условия для актуализации знаний понимания личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. Задачи:
Воспитательные: формировать умения адекватно оценивать свои силы, понимать что можно, а чего нельзя; совершенствовать навыки осознанного безопасного поведения в обществе. Развивающие: корригировать связную устную речь, внимание, память, воображение воспитанников;
Образовательные: выявить знания воспитанников о хорошем деле, красивом поступке, основанных на уважительном отношении, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; овладение основами грамотного поведения в социуме, ответственности за свои поступки; формировать умение слушать, слышать и правильно отвечать на вопросы.

Тему занятия узнаете, сложив радугу по цветам. Дети складывают радугу по цветам, где на каждом цвете написано слово из темы. Красный – Хорошее,
Оранжевый – доброе
Жёлтый – дело
Зелёный – само
Голубой – за
Синий – себя
Фиолетовый — говорит. Воспитанник: Хорошее, доброе дело само за себя говорит. Воспитатель: Само за себя говорит, это значит, не нуждается в особых пояснениях, объяснениях, в подкреплении какими – либо доказательствами. Скажите, какие люди совершают хорошие дела?
Воспитанник: Хорошие дела совершают добрые люди. Воспитатель: Быть добрым – значит быть сильным и смелым. Постараемся на сегодняшнем занятии, выполняя задания, увидеть в жизни нашей больше хорошего, доброго, чтобы научиться радоваться жизни, каждому дню, быть благодарным окружающим нас людям за то хорошее, что они дают нам. Организация познавательной деятельности. Воспитатель: Послушаем стихотворение «Пожалуйста, добрым будь!»
Два воспитанника и воспитатель читают выразительно стихотворение Л. Ерохина «Пожалуйста, добрым будь!»
Первый воспитанник:
Легко обидеть собаку,
а проще – бездомную кошку,
И громко смеяться над другом,
поставив ему подножку. Легко не слушаться маму,
а проще – топнуть ногою,
Забыв, что она ведь устала,
но всё же играет с тобою.

Рекомендуем посмотреть

Интеллектуальная игра «Хочу всё знать» для 4 класса

КВН для 4 класса по теме: Пословицы и поговорки

Конспект внеклассного занятия для учащихся 3-4 класса

Проведение спектакля «Золушка»

Внеклассные мероприятия для начальной школы

Внеурочные мероприятия в начальной школе

Внеклассное мероприятие в начальной школе «Русские посиделки»

Сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе

Сценарии праздников в начальной школе, 4 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №17

Гусева Л.

Оборудование:Презентация, карточки для групповой работы, таблицы анкет, сердечки.

2 Слайд:В толковом словаре Ожегова: Нравственность – это качества личности, которые определяют поведение человека.

Ученик: Доброта, трудолюбие, храбрость, правдивость, ответственность отзывчивость, заботливость, верность, дружелюбие, вежливость, благодарность, бережливость, бескорыстие, гостеприимство, любознательность, мудрость, скромность, сострадание, чуткость, щедрость ит.

Ученик: Злость, лень, враждебность, грубость, безответственность, глупость, жадность ит.

Ученик:Добрый человек – это человек, который хочет, чтобы другим было хорошо, чтоб другие были счастливы. Он всегда готов бескорыстно оказать помощь другому, умеет сострадать, сочувствовать.

Групповая работа:1)Восстанови пословицы, объясни одну из них, назови свою пословицу о добре. Слайд 22.

Вопросы:Слайд 23.

Учитель: О чем мы сегодня поговорили?

Цель: формирование этических норм поведения
в обществе и при общении друг с другом, развитие
эмоционально-ценностной сферы учащихся.

  • Формировать у детей представление о добре,
    доброте, о хороших, добрых поступках; показывать
    их ценность.
  • Развивать умение сравнивать, анализировать,
    выделять главное, обобщать;
  • Формировать умение совместно работать в группе;
  • Воспитывать доброе отношение к окружающим
    людям, культурное поведение во всех сферах жизни.
  • Компьютер;
  • Мультимедийный проектор;
  • Экран;
  • Карточки с пословицами о доброте;
  • Фонограммы песен “ “Ноктюрн” Ф. Шопена, “Твори
    добро” в исполнении Шуры.
  • Бумажные цветы.

Ход классного часа

Организационный момент (слайд 1)

Учитель. Сегодня наше занятие мы посвятим
очень важному, нужному качеству, без которого
человек не может называться человеком. А какому
качеству вы узнаете, когда составите слово.

Учитель. На уроках рисования вы узнали, что
цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на
доску и выберите только те буквы, которые
написаны в теплых тонах, и составьте из них слово.

Д О М Б Л Р К О С Т А (слайд
2)

Доброта (слайд 3)

Учитель: Наше занятие мы посвятим доброте и
добрым делам и поступкам.

— Сейчас мы с вами послушаем музыкальное
произведение. Обратите внимание, как будет
меняться интонация этого музыкального
произведения.

Звучит «Ноктюрн» Ф. Шопена (слайд 4 )

Учитель. Ребята, вы обратили внимание, как
менялась интонация музыкального произведения.

Вначале она была спокойная, затем все больше и
больше набирала силу. Такова и жизнь человека. Родившегося человека можно сравнить с чистым
листом бумаги. В процессе жизни этот лист
заполняется качествами, которые необходимы ему
для жизни.

Посмотрите на доску. Вы видите чистый лист
бумаги. Сегодня мы попытаемся его заполнить теми
качествами, которыми должен обладать добрый
человек.

Учитель: — Что же обозначает слово доброта?

— Какого же человека можно назвать добрым? (ответы
детей)

Учитель: Верно, добрый человек -.

— это тот, кто любит людей и готов в трудную
минуту прийти помощь,

— вежлив и уважителен в общении с товарищами и
взрослыми,

— любит природу и бережёт её.

— Давайте сравним ваши высказывания с
определением, которое можно прочесть в толковом
словаре.

Доброта – (слайд 5)

— душевное расположение к людям,

— стремление делать добро другим.

Учитель: Знаете ли вы, что слово “добро” — это
исконно русское слово, которое люди используют с
незапамятных времен. Доброжелательность всегда
ценилась русским народом. Об этом мы можем судить
по огромному количеству пословиц и поговорок.

Вспомните некоторые из них:

Работа в парах (слайд 6)

Вам даны карточки, в них 2 столбика. Вы к началу
пословицы должны подобрать продолжение,
соединить стрелками.

  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.
  • Не хвались серебром, а хвались добром.
  • Доброе слово лечит, злое калечит.

Учитель: — Теперь проверим (дети читают
пословицы)

Поиграем в игру “Сказочный герой – добрый
или злой?” (слайд 7-8)

Учитель: Еще издавна люди стремились к
добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в
сказках.

— Ребята, вы любите сказки? Значит, вы знаете, что
в сказках встречаются злые герои и добрые.

— Сейчас мы поиграем в игру “Добрый или злой”

Игра. Я буду называть сказочного героя, а вы
будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый,
вы радостно хлопаете в ладоши, если злой —
закрываете лицо ладошками.

Беседа о вежливых словах.

Учитель: Первый шаг к доброте – это доброе
слово. Вспомните, а часто ли вы употребляете
добрые слова? Эти слова ещё называют
“волшебные”.

— Какие добрые слова вы знаете? (Ответы детей)

Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я
прочту стихотворение, а ваша задача — досказать
подходящее по смыслу доброе слово.

Игра “Доскажи словечко” (слайд 9)

Вывод учителя: много тёплых добрых слов в
нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

Сценка “Случай в автобусе”

Учитель: — Как часто в жизни мы употребляем
добрые (волшебные слова). Давайте с вами
разыграем ситуацию, которую часто можно увидеть
в жизни.

Мне понадобятся актеры (водитель автобуса,
Витя, пожилая женщина, мужчина, пассажир
автобуса)

— Актеры не забудьте, что вы должны смотреть на
зрителей.

“Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В
автобусе он сел у окна и с удовольствием
рассматривал улицу.

На останове вошла пожилая женщина. Витя встал и
сказал ей: “Садитесь. (пожалуйста)

Женщина тоже была вежлива, она поблагодарила
Витю и сказала ему:. (спасибо).

Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя на
удержался и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите, что
надо за что-то держаться, но Витя быстро сказал
ему. (извините).

Мужчина улыбнулся и тихо произнес: “Ничего,
бывает. Ты сам не ушибся?”

— Представьтесь актеры. Давайте поблагодарим
актеров за хорошую игру.

Выставка рисунков (слайд 10)

Учитель. Обычно, раскрывая понятие, мы берем
предметную картинку и говорим, например: «Это
книга».

— А можно ли изобразить доброту? (ответы детей)

Учитель. Но все-таки ваши сверстники
попробовали на уроках рисования изобразить
людей, которые совершают добрые поступки.

Учитель. — Посмотрите внимательно на эти
рисунки.

— Какие добрые поступки совершают дети? (ответы
детей)

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы
можете сделать в классе, дома, на улице, в
транспорте, на природе? (Ответы детей)

Какое чувство вы испытали делая доброе дело? (делать
добро очень приятно и радостно).

Ларец добродетелей (слайд 11)

А теперь заглянем в ларец добродетелей. Как вы
думаете, что там?

Чтобы узнать что там, нужно произнести заветные
слова и хлопнуть в ладоши:

“Если я хочу стать добрее, мне нужно
научиться

  • помогать там, где нужна моя помощь
  • понимать другого
  • заботиться о близких
  • выручать друзей в беде
  • не ссориться

Итог классного часа

Игра “Волшебный цветок добра”

Учитель. Давайте вернемся к нашему пока еще
чистому листу бумаги. Какими же качествами, по
вашему мнению, должен обладать человек, про
которого можно сказать, что он добрый?

У каждого из вас лежит цветок. Напишите на его
лепестках те качества, которыми должен обладать
добрый человек.

Учитель: — Вот то, чему мы посвятили
сегодняшнее занятие.

Вот какая получилась у нас душа – цветочная
поляна, на которой расцвели необходимые
человеческие качества. Мы должны с вами, ребята,
стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали
не только здесь, но и в душе каждого человека. Заботьтесь о своем сад, наполняйте его добрыми
словами и делами.

Я хочу закончить наше занятие призывом из песни
«Твори добро» (СЛАЙД 12)

Звучит фонограмма песни

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО! (СЛАЙД 13)

Круглый стол в 4 классе. Сценарий

Цель: способствовать становлению нравственных позиций детей, формированию понятий об основных принципах нравственности и морали.

Оборудование: плакаты с высказываниями, содержание которых поможет раскрытию темы разговора:

1) Ничего не откладывай на после, ибо после тебе легче не будет (Жан Поль).

2) Одно сегодня стоит двух завтра (Б. Франклин).

3) Отсрочка-это воровка времени (Э. Юнг).

4) Жизнь долга, если она полна. Будем измерять ее поступками, а не временем (Сенека).

5) Всего несноснее — жить на свете бесполезно (Н. Карамзин).

6) Убивать время — укорачивать жизнь (Пословица).

Ход классного часа

Классный руководитель. Сегодня за круглым столом мы поговорим с вами о жизни, о том как она многообразна и трудна, прекрасна и сложна. Есть такое выражение, в котором говорят о людях: «Крутится как белка в колесе». Это значит, что человек что- то делает постоянно, движется, работает, думает, то есть живет полноценной жизнью, ему постоянно не хватает времени. И колесо жизни неустанно вращается. И как только это жизненное движение прекращается, то и жизнь заканчивается. Колесо прекращает крутиться, замирает. У каждого человека свое жизненное колесо.

Жизнь человека имеет две стороны: темную и светлую. Эти стороны жизни в колесе являются спицами, которые крепятся на оси.

Основная часть.

Работа со словами-антонимами.

— Подберите к словам левого столбика слова-антонимы из правого столбца.

Жизнь – смерть

Здоровье – болезнь

Смелость – трусость

Подвиг – позор

Правда – ложь

Добро – зло

Бедность – богатство

Радость – печаль

Взлет – спад

Восторг – зависть

Встреча – разлука

Счастье – несчастье

Ярость — любовь

Доброжелательность – равнодушие

Мудрость – глупость

Друг — враг

— Послушайте, как о колесе жизни сказал дагестанский поэт Расул Гамзатов. (Читают дети

Миллионы рук его творили,

Округляли, к скорости стремясь,

Тщательно приращивали крылья,

С будущим налаживали связь.

Миллионы рук творили, силясь

К совершенству полному прийти,

Чтобы миллионы лет крутилось

Колесо, привычное к пути.

Мастера во все века старались,

Чтоб ничто в дороге не стряслось,

Все же втулки иногда ломались,

То и дело барахлила ось.

Нет уж тех умельцев и в помине,

Оборот свершился, век прошел,

А хлопот немало и поныне;

Ось цела, случается прокол.

Новые поднаторели руки,

Новые рождаются умы,

И, однако, новые прорухи

Тоже появляются, увы.

Колесо работает, изведав

Гладкий грунт, ухабы, гололед,

В жизни есть и радости и беды,

Горький спад и горделивый взлет.

Те, кто вместе с колесом несется,

Испытали и добро и зло,

Их лучами обласкало солнце,

Их морозным ветром обожгло.

Вперемежку в этой круговерти –

Топкие болота, склоны гор,

Жалкое бесславье, свет бессмертья,

Громкий подвиг и глухой позор.

Вперемежку тишина и взрывы,

Век застоя, возрожденья век,

Вирусы захвата и наживы

Замедляют колеса разбег.

Это значит — бедности с богатством,

Правде с кривдой враждовать и впредь.

Полосы бесчисленных препятствий

Ходкий круг спешит преодолеть.

Он, упрямец, все-таки вращаясь,

На своем пути встречает вновь

Радость и печаль, восторг и зависть,

Страх и смелость, ярость и любовь.

О жизни. Работа с фразеологизмом.

Классный руководитель. Давайте поговорим о том, как можно длиннее и полезнее для самого человека и для окружающих прожить жизнь. Нужно ли думать над тем, как прожить свою жизнь? Ваши бабушки, дедушки рассказывают вам о прожитой ими жизни? О чем думают многие пожилые люди, подводя итоги жизненного пути?

«Жизнь надо прожить так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», — эти слова принадлежат писателю, патриоту, любящему свою страну, Николаю Островскому.

— Как вы понимаете эти слова?

Одни люди на старости лет считают, что жизнь прожили не зря, а другие не знают, зачем жили, зачем небо коптили.

Какой смысл стоит за этими словами? (Жизнь измеряется не только прожитыми годами, но и делами, свершениями, поступками

Приводятся примеры из жизни некоторых выдающихся деятелей науки и искусства, военачальников — по выбору и усмотрению учителя.

Рассуждения о здоровом образе жизни.

— Чтобы человек мог прожить на земле как можно дольше, о чем он должен заботиться? (О своем здоровье

— Бывают ли люди, которые никогда не болеют? (Нет, к сожалению

— Здоровье — одна из величайших ценностей. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы сберечь свое здоровье?

— Здоровье человека — в его собственных руках. Заботе о своем здоровье человеку нужно обучаться с самого раннего детства. Для сохранения и укрепления здоровья огромную роль играют воля и характер человека. Необходимо понять, что движение — это основа жизни. Больше двигаться, заниматься физической зарядкой, спортом, физическим трудом — вот то, без чего сегодня просто не обойтись.

— Как воздействия явлений и условий внешней среды — солнца, воздуха и воды — необходимо применять для укрепления здоровья?

(Нужно заниматься закаливанием. Когда организм постепенно приспосабливается к влиянию внешней среды, он легче переносит жару, холод, ветер, дождь, слякоть, сырость и т. Закаливание предохраняет человека от простуды и инфекции. Улучшается сон, настроение, аппетит

Что в большей степени по собственной воле человека наносит вред состоянию его здоровья? (Вредные привычки человека: курение, алкоголь, наркомания, токсикомания

— Какой вред здоровью наносят привычки?

Классный руководитель. Иногда, ребята, в жизни случается так, что несчастье, беда обрушиваются на человека- нежданная болезнь, травма, физический недуг, которые постигли кого-либо от не зависящих обстоятельств.

— Слышали вы об Алексее Маресьеве?

Писатель Борис Полевой в «Повести о настоящем человеке» поведал о самоотверженном летчике Алексее Маресьеве. Во время Великой Отечественной войны при совершении очередного боевого полета, он был сбит немцами. Случилось несчастье летчик повредил ноги, к тому же долго в зимнем лесу добирался до населенного пункта. После, в госпитале, ему ампутировали обе ноги. Эта беда, трагедия, разлука с небом вывели его из душевного равновесия. Но помощь и поддержка друзей, упорство, сила воли, неудержимое стремление Маресьева опять встретиться с небом сделали, казалось бы, невозможное. Ему поставили протезы. На них он научился ходить, танцевать, летать. Алексей Маресьев — Герой Советского Союза.

Итак, необходимо стремиться жить в гармонии прежде всего с самим собой и с окружающим миром, стараться преодолеть все жизненные трудности, тем самым накапливая бесценный опыт человеческого общения и бытия. А в этом вам всегда помогут близкие, друзья.

Продолжение разговора «Друг и враг, недруг».

Классный руководитель. Есть ли у вас друзья?

Что значит слово «друг»? Кто может быть другом? А книга, природа, игрушка могут быть друзьями?

Поговорим о человеческой дружбе.

Вопросы для беседы:

— За что люди ценят дружбу?

— Что значит дружить?

— Какие радости и огорчения бывают в дружбе?

— Что значит выручать товарища?

— Как быть, если твой товарищ не хочет «делить» тебя с кем- либо еще?

— Может ли ябеда быть настоящим другом?

Работа над содержанием и смысловым значением поговорок.

— Подал ручку, да подставил ножку. (Лицемер

— Мое горе — стрела во мне, чужое горе — стрела во мне. (Эгоист

— Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с пороком, голова с поклоном. (Подхалим

— Ел да устал, спал да намаялся. (Лентяй

— Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится. (Надменный

— Язык без костей: что хочет, то и бормочет. (Болтун

III. Итог занятия.

— Постарайтесь честно ответить на вопросы и поставить баллы за ответы:

1) Стараетесь ли вы откладывать свои дела на завтра?

(Никогда — 1, иногда — 3, часто — 5, всегда — 7

2) Если можно ничего не делать, стремитесь ли вы к этому?

(Никогда — 1, иногда — 2, часто — 5, всегда — 7

3) Стараетесь ли вы придумать второстепенное дело, лишь бы не делать основного?

4) Сколько времени в среднем вы проводите около телевизора?

(До 1 часа — 1, от 1 до 2,5 часов — 3, от 2,5 до 4 часов — 5, свыше

4 часов — 7

5) Является ли ваш лучший друг человеком, ворующим чужое время?

(Нет 1, в определенной мере — 3, скорее «да» — 5, да — 7

Посчитайте баллы.

Если вы набрали до 15 баллов, вам есть, чем гордиться. Вы целеустремленный деятельный человек, вас ждет интересная жизнь.

Если сумма составила от 16 до 25 баллов, вам есть над чем работать. Нужны срочные меры для принятия вашего образа жизни в порядок. Постарайтесь тратить ваше время на дело, иначе в будущем у вас могут быть проблемы с учебой, а затем с профессией, работой, зарплатой.

Если сумма превысила 25 баллов, рекомендуем серьезно задуматься над своим будущим. У вас, скорее всего, уже сейчас большие сложности с учебой, непростые отношения со взрослыми. И если вы не измените отношение к времени, к делу, то главные сложности у вас впереди.

Учитель. Жизнь течет бесконечно, она связывает нас с прошлым и будущим, колесо жизни продолжает свой путь.

Исполнение песни.

Дети исполняют песню «Дорогою добра» (или прослушивается в аудиозаписи), муз. Минкова, сл. Энтина.

Спроси у жизни строгой:

Какой идти дорогой?

Отправиться с утра?

Хоть этот путь неведом.

Падения и взлеты.

Не хнычь, когда судьба себя введет

Ни как сестра.

Не уповай на чудо.

Иди дорогою добра.

Сомнений и соблазнов.

Не забывай, что это жизнь —

И прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный:

Классный руководитель. Закончить сегодняшний наш с вами откровенный разговор хочется словами поэта Расула Гамзатова.

Бессмертно колесо летящее,

Три времени ему верны:

Минувшее и настоящее

В грядущее устремлены.

И дома и под небом Азии

Нам день сегодняшний открыт.

Но мы и со вчерашним связаны,

И с тем, что завтра предстоит.

Пускай над высями

Не омрачатся небеса.

От нашей общности зависимы

Все обороты колеса.

Классный час на тему «Права человека», 4 класс

Классный час 4 класс. Символы государства

Классный час в 4 классе. Здоровый образ жизни

Классный час в 4 классе. Познай себя

Классный час 4 класс на тему Лидерство