4 Класс
- img0

Калейдоскоп наук программа внеурочной деятельности в 4 классе 34 часа

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Внеурочная деятельность, 4 класс

Кургузова Нина Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 5 ЦО г. Суворова им. Тарасова»

Найди слово, в котором все согласные звуки звонкие

в – согласный, звонкий

ж – согласный, звонкий

н – согласный, звонкий

Поставь в словах знак ударения

Что означают эти крылатые выражения?

Ни пуха ни пера

Мороз по коже пробежал

В час по чайной ложке

Рассмотри рисунок и ответь на вопрос: какую сдачу получил покупатель, расплатившийся за пакет молока, кусок сыра и батон хлеба двумя купюрами в 100 рублей ?

1) 68 + 47 + 21 = 136 (руб. ) — стоимость покупки

2) 2 · 100 = 200 (руб. ) — денег в наличии

3) 200 − 136 = 64 (руб. ) — сдача.

Ответ: 64 р.

Когда в Одоеве 11 часов утра, в Норильске 3 часа дня. Сколько времени в Одоеве, когда в Норильске 9 часов 45 минут вечера?

Норильск основан 1935 г

Когда в Одоеве 11 часов утра, в Норильске 15 часов.

Значит, разница во времени составляет 15 — 11 = 4 часа.

Когда в Норильске 9 часов 45 минут вечера (т

час 45 минут), в Одоеве 21 час 45 минут — 4 часа = 17

часов 45 минут.

Ответ: 17 часов 45 минут или 17:45.

— Полученную сумму чисел

-Из полученной разности вычтите

задуманное число.

Назовите предметы из металла

Рассмотри изображение человека. Найди запястье, голень  и  позвоночник  человека.

Управление образования Администрации
Аксайского района

муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение Аксайского района

Большелогская средняя  общеобразовательная
школа

(МБОУ Большелогская СОШ)

Директор МБОУ Большелогской СОШ

курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук»

Уровень общего образования, класс:начальное общее
образование,4 В класс_

Количество часов — 68 ч.

Программа составлена на основе:

Авторской программы начального общего образования
А. Плешакова
/ Окружающий мир 1-4   «Школа России» — М. : Просвещение, 2014г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук»
разработана  в соответствии

·        
с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России №373(в
редакции от 31. 2015) от 06. 2009г. «Об утверждении Федерального
государственного стандарта начального общего образования»);

·        
учебным планом МБОУ Большелогской СОШ на 2020-2021 учебный год;

·        
Положением о рабочей программе учебных предметов и курсов, внеурочной деятельности
МБОУ Большелогской СОШ;

·        
Рабочая программа внеурочной деятельности – «Калейдоскоп наук»,
составлена на основе авторских программ:

-начального общего образования А. Плешакова /
Окружающий мир 1-4   «Школа России» — М. : Просвещение, 2014г

Цель: повышение качества подготовки к ВПР
выпускников начальной школы.

-формирование общеинтеллектуальных умений;

-углубление и расширение знаний учащихся по
математике, русскому языку, окружающему миру;

-создание условий для повышения
эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР;

-формирование и развитие логического
мышления;

-развитие речи  и словарного запаса
учащихся;

-развитие внимание, памяти;

-формирование положительной мотивации к
учению;

-формирование умение работать в группе.

Для реализации
содержания рабочей программы по внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук»   используется:

Комиссарова Л. Всероссийские проверочные работы. Русский
язык. Рабочая тетрадь. 4 класс

__________     Т. Васильчукова

Приказ от 02. 2019г. №191

Уровень общего образования, класс: начальное общее
образование,4 А класс_

Учитель–Попова Галина Ивановна

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практиче­ской деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестан­дартности мышления.

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, на­правленную на познание окружающей действительности и внут­реннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для вы­полнения учебных задач;
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
  • умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальней­шего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего ми­ра, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, исто­рии общества;
  • умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность формирования

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности;
  • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности.
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– обобщать и выделять общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

– владеть рядом общих приёмов решения задач.

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– задавать вопросы;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений. использовать приобретённые знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных, качественных и пространственных отношений. владеть навыками начального опыта знаний окружающего мира для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. владеть первоначальными навыками работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
  • использовать приобретённые знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных, качественных и пространственных отношений.
  • владеть навыками начального опыта знаний окружающего мира для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • владеть первоначальными навыками работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Ожидаемые результаты освоения программы:

— совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

— призовые места или дипломы в олимпиадах различного уровня;

— развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

— развитие творческого и логического мышления учащихся.

Планируемые результаты изучения курса.

Результатом работы по программе данного курса можно считать итоговые занятия, которые могут быть проведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, в форме экскурсий и праздников.

Содержание курса внеурочной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА

Вводное занятие. Цифры у разных народов. Что такое орфоэпия?Наша Вселенная.

Арифметические головоломки. Что такое фонография или звукозапись?

История освоения Космоса. Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов. Звуки не буквы!НашапланетаНекоторые старинные задачи.

Звучащая строка. Как появилась жизнь на Земле. Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. Банты и шарфы. Великие географические открытия. Задачи, связанные с величинами. «Пигмалион» учит орфоэпии. Первые географические карты.

Анализ. Задачи, связанные с величинами. Кис- кис! Мяу!, или «Кое- что о звукоподражаниях». Что такое археология. Как работают археологи.

Математический лабиринт. Именавещей. «Лентавремени»Решение логических задач табличным способом. О словарях энциклопедических и лингвистических.

Как жили наши предки. Древний мир. «Истина». «Ложь». Графические модели

В царстве смыслов много дорог. Историяодежды. Построениеумозаключений. Как и почему появляются новые слова?Кто придумал обувь. Построение цепочки умозаключений. Рассуждения. Многозначностьслова. Когда начали строить первые дома.

Знакомство с задачами на перевозки. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. История возникновения мебели.

Задачи на перевозки. Об одном и том же — разными словами.

Столовые приборы. Анализ различных способов решения логических задач на перевозки. Как возникают названия. Народные промыслы России.

Работа с математическими, вербальными и графическими моделями.

Слова – антиподы. Русские народные праздники. Знакомство с исследовательским методом решения логических задач. Фразеологические обороты.

Что такое фольклор. Решение логических задач исследовательским методом.

Словари «чужих» слов. История появления музыкальных инструментов.

Самостоятельное решение задач. Капитан и капуста. Как, когда и почему возникли школы. Выдвижение гипотез.

«Он весь свободы торжество». Появление письменности. Азбука Кирилла и Мефодия. Решение логических задач через выдвижение гипотез. Мы говорим его стихами. Как люди научились считать. Наглядное представление текстовых данных.

Слова, придуманные писателями. Как появился календарь. Истинные и ложные высказывания. Анализ гипотез. Слова уходящие и слова – новички.

Откуда пошли названия дней недели. Построение цепочки умозаключений.

Построение цепочки умозаключений. Как возникли единицы измерения.

Паронимы, или «ошибкоопасныеслова». История изобретения автомобиля.

Словарь- грамотей. Изобретение радио и телефона. Геометрические головоломки.

Научная этимология. Семь чудес света. Зашифрованная переписка (способ решётки).

Какие бывают имена?Письменный итоговый контроль. Три способа прохождения лабиринта. Древнерусскиеимена. Игра «Уники и умницы». Геометрическая викторина.

Отчество и фамилия. Обобщение за годОбобщение изученного. Подведение итогов.

Итоговый урок «Я мастер наук»

Формы организации и виды деятельности

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Методы обучения.

Для опережающего обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

— кооперативное обучение,

— мозговой штурм,

— групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

— обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

— говорить и слушать;

— принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

• дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

• уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;

• ослабить скрытые конфликты;

• выработать общее решение;

• повысить эффективность работы участников дискуссии;

• повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников; • удовлетворить потребность детей в признании и уважении сверстников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;

б) отыскание свойств объекта в иной среде;

в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Демидова М. / Под
редакцией Ковалевой Г. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс

В соответствии с учебным
планом школы  курс внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук» 
рассчитан на 68 часов в год — 2 часа в неделю. В связи с особенностями
календарного учебного графика МБОУ Большелогской СОШ на 2020-2021 учебный год  будет проведено  68 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

В соответствии с целями и требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные,
метапредметные) обучения школьников 1-4 классов.

Обучение курсу
внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук» в начальной  школе
направлено на достижение следующих целей:

В направлении личностного
развития:

–         
широкая мотивационная основа учебной
деятельности;

–         
учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;

–         
ориентация на понимание причин успеха в
учебной деятельности, в том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей;

–         
способность к оценке своей учебной деятельности.

В метапредметном направлении:

–         
принимать и сохранять учебную задачу;

–         
учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

–         
планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

–         
учитывать установленные правила в
планировании и контроле способа решения;

–         
осуществлять итоговый и пошаговый
контроль по результату;

–         
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия
результатов требованиям данной задачи.

–         
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников;

–         
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об
окружающем мире и о себе самом;

–         
ориентироваться на разнообразие способов
решения задач;

–         
основам смыслового восприятия
художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из
сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

–         
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;

–         
проводить сравнение и классификацию по заданным
критериям;

–         
устанавливать причинно­следственные связи
в изучаемом круге явлений;

–         
строить рассуждения в форме связи простых суждений об
объекте, его строении, свойствах и связях;

–         
обобщать и выделять общности для целого ряда или класса
единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

–         
владеть рядом общих приёмов решения задач.

–         
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;

–         
формулировать собственное мнение и позицию;

–         
адекватно использовать речевые средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи.

–         
учитывать выделенные учителем ориентиры действия
в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;