4 Класс
- white

Изложение по русскому языку 4 класс планета знаний 3 четверть

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

В осеннем лесу.

В траве среди редких берёз часто прячутся крепкие боровики. Сереют или
розовеют мокрые сыроежки. Краснеют яркие пятнистые мухоморы. В ельнике порой
встречается скользкий груздь. Опята на тоненьких ножках жмутся друг к дружке на
низких пнях.

Вот на край болота вышел гигантский лось. Голову с тяжёлыми ветвистыми
рогами поднял. Заревел трубным голосом. Ранним утром зов лесного богатыря
слышен очень далеко.

А робкому зайчишке опять страшно. Всё кругом ещё жёлтое. А шубка у него
уже побелела. Бедняжка ждёт, когда снег выпадет. Тогда хищники зайчишку на
снегу не заметят.

(По И. Соколову-Микитову)

День рождения.

Сегодня день моего рождения. В нашем классе утаить такое событие ещё
никому не удавалось. Наша учительница всегда с удовольствием и очень
торжественно поздравляет каждого из нас и сопровождает свою речь пожеланиями. Все ребята под впечатлением от этих слов бросились меня тормошить. Я сам себе
показался мячиком в их руках, застеснялся, разволновался, уже ничего не
соображал и только приглашал к себе в гости.

Я живу в отдалённом районе и поэтому хотел подробно растолковать ребятам
путь к моему дому. Я долго пытался перекричать общий шум и гам, убеждал и
заставлял ребят выслушать мои объяснения, наконец махнул рукой. Обойдусь и без
гостей! Сяду вечером за стол и стану наслаждаться угощением. Буду один за всех
поглощать торт и конфеты.

(По М. Бройде)

Первая зелень.

Пробивается первая травка. Расцветают ранние цветы. Видишь эти белые
цветочки? Они так похожи на маленькие нежные колокольчики. Эти цветы называются
подснежниками.

А вот на солнечной полянке желтеют мелкие цветочки. Они носят интересное
имя. Их прозвали мать-и-мачеха. Они словно дышат тонким ароматом.

Нежным весенним цветам часто приходится не сладко. Порой они терпят холод
во время заморозков. На них может даже лечь снег. Но от них не услышишь жалоб. Они не пугаются трудностей. Цветы хорошо держатся, стойко переносят всякие
ненастья.

Нежной растущей травкой и ранними цветами природа радует нас после долгой
зимней спячки.

(Из журнала «Юный натуралист»)

Кошачьи лапки.

Вы, наверное, знаете эти крошечные и скромные лесные цветы.

Обычно они растут на песчаных пригорках, на крутых берегах лесных рек и
ручьёв.

Крошечный  розовый цветок очень похож на мохнатую кошачью лапку. В
сероватой серёдке цветка как будто застыла розовая капелька.

В детстве мы любили собирать кошачьи лапки в маленькие букетики. Эти
букетики не вянут, жёсткие лепесточки маленьких цветов не осыпаются. В
маленькой вазочке они могут простоять всю зиму. Поэтому кошачьи лапки иногда
называют бессмертниками.

На рассвете неподалёку от меня кто-то зашелестел листьями. Хрустнула
сухая ветка. Послышался шорох.

Шагах в двух от меня пробежал ёж. На иголках у него были какие-то
зеленоватые шарики. Ёж пробрался под густой куст и долго там копошился,
хозяйничал. Немного погодя он вышел из-за куста и отправился куда-то по своим
делам. Скоро ёж вернулся с добычей. Он был весь разукрашен лесными грушками. С
минуту удивлённо глядел на меня из-под насупленных бровей, потом направился к
своему тайнику. Выйдя оттуда, опять взглянул на меня маленькими глазками. На
рассвете ёжик пришёл с тремя яблоками, наколотыми на иголки. Подошёл совсем
близко ко мне и фыркнул, будто пригласил полакомиться яблочками.

Всё повторилось и на следующий день. Ёжик словно подрядился снабжать меня
едой – приносил то яблоки, то груши.

(По Ю. Збанацкому)

Молва всегда приписывала зимородку таинственные свойства: и счастье может
приносить дому, и от молнии убережёт, и бурю утихомирит.

Зимородка часто можно заметить сидящим на ветке или на камне у воды с
видом мыслителя. Но зимородок не размышляет, он внимательно всматривается в
воду. Его интересуют маленькие рыбёшки. Приметив рыбу, зимородок кидается в
воду. Проделывает он это часто, хотя прожорливым его не назовёшь. Просто
охотник он неважный. Так что раз сто спикирует, пока насытится. Но когда в
гнезде восемь птенцов, охотиться приходится очень активно.

(По Ю. Дмитриеву)

После дождя.

Под ногами шуршала мелкая колючая травка. В ней блестели шляпки маслят и
краснели выросшие после дождя сыроежки.

Местами мы пригибались, чтобы пролезть под наклонившуюся сосенку. Мы
запутывались в нитках цветов, и тогда из белых чашечек выливались мне за
воротник и на голову холодные капли. Рубашка намокла. Я вздрагивал, ёжился, а
бабушка вытирала мою стриженую голову ладонью или краешком платка и с улыбкой
подбадривала, уверяла, что от росы люди растут большие-пребольшие.

Туман всё плотнее прижимался к земле, затянул село, огороды и палисадник,
которые остались внизу.

(По В. Астафьеву)

Купание медвежат.

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий
треск сучьев. Он испугался и залез на дерево. Из чащи вышли на берег большая
бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка.

Медведица осторожно схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай
окунать в речку. Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока
хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной воды и пустился удирать в лес. Мать
догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны
купанием.

Белый гусь.

На лугу гуси щипали траву.

Вдруг из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серой тяжёлой
стеной. Налетел вихрь. Упали крупные капли дождя. Посыпал град. Вода в реке
шипела и пенилась. Гуси замерли в траве, тревожно перекликались. Но потом не
выдержали и побежали к реке в кусты.

Только белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове. Гусь
вздрагивал, но не трогался с места. Под его крыльями  тихо копошилась дюжина
гусят.

Внезапно туча промчалась. Луг снова зазеленел под лучами солнца. И только
на его середине не таяла белая кочка. То был белый гусь. Он лежал на траве. Могучие крылья были широко раскинуты, шея вытянута. По клюву сбегала струйка
крови. Все двенадцать «одуванчиков» высыпали наружу, целые и невредимые.

(По Е. Носову)

Как много может подсказать внимательному человеку поведение животных!

Была у одного геолога собака. Самая обыкновенная собака. Однажды поздним
вечером геолог сидел за столом, карты геологические рассматривал. Рядом в
коляске маленькая дочка спала. В углу дремала собака. Вдруг собака рванулась с
места, схватила девочку за рубашку, выхватила её из коляски и кинулась в дверь.

Геолог очень испугался. Он решил, что собака взбесилась. С ружьём в руках
он выбежал из дома. И тут затряслась земля, рухнул дом. Началось землетрясение.

Так собака спасла хозяина и его маленькую дочку.

(По Б. Зубкову)

Не побоялся волков.

Однажды в декабрьскую стужу лосиха с лосёнком ночевали в густом осиннике. Начало светать. Порозовело небо. Мягкий блестящий иней оседал на ветки, на
спины лосей.

Лосиха насторожилась. Совсем близко послышался хруст снега. Серое пятно
мелькнуло среди деревьев. Лоси помчались прочь. Они ломали ледяную корку наста,
увязали по колено в снегу. Следом за ними гнались волки. Они были легче лосей и
не проваливались. С каждой секундой звери всё ближе и ближе.

Лосиха поранила ноги об острые льдинки. Она уже не могла бежать. Лосёнок
держался возле матери. Лосиха подбежала к сторожке и стала у ворот. Сын лесника
Митя бросился к воротам. Дрожь пробежала по спине мальчика, когда он увидел
волков. Но он схватил лопату и бросился на них. Мальчик отогнал волков.

(По Г. Скребицкому)

Изложение — письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста

Вспомни изученное:

Изложение — письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста. Написать изложение –придумать собственный текст на заданную тему;пересказать какой-нибудь текст близко к исходному?

О чём надо помнить при составлении текста?

О чём надо помнить при составлении текста?Какова структура текста?Текст имеет начало, основную часть, концовку;Каких жанров бывают тексты?Тексты бывают разных жанров: художественные, научно-популярные рассказы, сказки, стихи, басниЧто имеют тексты?Имеют заглавие. Как связаны тексты?Связаны общей темой, идеей. Какие типы текста вы знаете?Текст — повествование, описание, рассуждение

Прочитайте словосочетанияи определите, о чем или о ком будет текст?сибирские-пушистыеангорские, с очень тонкой шерстьюрозово-палевые, с голубыми глазамине растеряла диких повадокзатаивается, подкрадываетсямгновенно прыгает. О котах, о разновидности котов. Можно вот так сейчас пересказать этот текст? Почему?Мы не знаем структуру этого текста, тип текстаНужно вспомнить, как писать изложение.

Прочитайте изложение, которое написала

Прочитайте изложение, которое написала Таня. 59-61

Прочитаем текст, который написала Таня. Понравилось вам изложение Тани? Вы бы так написали изложение? Как написать по-другому? Какие ошибки допустила Таня? Что она не учла? В ее изложении лишние предложения. Нет заголовка. Она писала не по плану.

Чтение 1 части. Определите тему теста 1 части и основную мысль

Чтение 1 части. Определите тему теста 1 части и основную мысль.

Как бы вы озаглавили 1 часть плана, ориентируясь на начало текста?Каким будет заглавие, тематическим или смысловым?

Тема «Разные породы кошек»

Основная мысль — все домашние кошки похожи друг на друга

Как можно озаглавить 2 часть.

Как можно озаглавить 2 часть. Это какое заглавие?Запишите

Кошки-замечательные охотники. ТематическоеДомашняя кошка не растеряла диких повадок СмысловоеКакие записали ключевые слова?не растеряла диких повадокзатаивается, подкрадываетсямгновенно прыгает

Как озаглавить 3 часть текста?

Как озаглавить 3 часть текста?

История кошки. Заглавие тематическоеВ Древнем Египте кошек считали священными животными. смысловоеКакие у вас получились заглавия? Определите и докажите тип текста. повествование с элементами описания

Разные породы кошек.

Разные породы кошек. Кошки — замечательные охотники. История кошки.

сибирские-пушистые, ангорские, с очень тонкой шерстью, розово-палевые, с голубыми глазами

не растеряла диких повадок, затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает

заниматься земледелием, свозить в зернохранилища, приручил кошку, священное животное, характер гордый

Памятка для работы над изложением 1

Памятка для работы над изложением

Внимательно слушай название текста и сам текст. При первом чтении постарайся понять основную мысль текста, запомнить порядок следования частей. При повторном чтении можешь записать ключевые слова, яркие образы, сравнения. Составь план текста. Попробуй одним предложением передать основную мысль каждого пункта плана. У тебя должен получиться маленький текст. Следующее действие — расширение «маленького текста»: здесь помогут записанные тобой ключевые слова, интересные образы и сравнения

Памятка для работы над изложением 6

В результате предварительной работы у тебя получился черновик. Его надо внимательно прочитать, проверить ошибки, отредактировать, то есть поискать неудачные выражения, повторы, слова, которые не сочетаются друг с другом.

Аккуратно, без ошибок перепиши изложение и ещё раз проверь.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Введите ваш emailВаш email

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 4 классе. Изложение проводится по календарно-тематическому плану в 4 четверти. Структура урока выглядит следующим образом: сначала дети читают предложенный текст «Кормушка», затем подробно отвечают на поставленные вопросы, следующим этапом составляют план изложения, разбирают орфограммы, пересказывают по плану и пишут изложение.

Учимся писать изложения в начальной школе

Работа над изложениями способствует активному речевому развитию младшеклассника. В процессе ребенок учится анализировать текст и искать заложенный автором смысл, пополняет словарный запас, оттачивает орфографию. В УМК «Планета знаний» корпорации «Российский учебник» изложению уделено особое внимание. Рассмотрим ключевые принципы этой формы работы, реализованные в популярной учебной программе для начальных классов.

15 апреля 2019

Изложение в 1-4 классах

Изложение — письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста. Изложения и сочинения рассматриваются как наиболее действенные упражнения в развитии связной речи учеников. Наряду с другими видами работ в начальной школе они учат основным умениям работы с текстом, активизируют мыслительную и творческую деятельность.

Виды изложений

По отношению к объему исходного текста:

  • Подробные (близкие к тексту).
  • Сжатые (краткий пересказ).
  • Полные (все содержание).
  • Выборочные (фрагмент текста для восприятия).
  • Неосложненные.
  • Осложненные (пересказывание с использованием определенных слов, от другого лица, изложение с элементами сочинения).

По структуре исходного текста:

  • Повествование.
  • Описание.
  • Рассуждение.
  • Комбинированного характера.

Начинать обучение изложению следует с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный младшекласснику. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов.

В учебнике «Русский язык. 4 класс» есть несколько примеров упражнений с изложениями.

Работа над изложением во втором классе (с примером из учебника)

В один из золотых осенних дней собрались к отлету журавли. С восходом солнца высоко поднялись птицы.

Покружились они над родным болотом и потянулись в дальние теплые страны. С ясного неба слышны их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли!

О ком и о чем говорится в тексте? Как его можно озаглавить? Выбери один из заголовков: «Золотые осенние дни», «Журавли летят», «Отлет журавлей». Какой заголовок ты выбрал и почему?

Когда собрались журавли к отлету?

Когда они полетели?

Куда они полетели?

Как птицы прощались с родиной?

Как прощался с журавлями автор?

  • Орфографическая подготовка. Поскольку второклассники не знают орфограммы, подготовка заключается в том, что дети находят трудные слова, и учитель проговаривает эти слова с учениками, записывает их на доске.
  • Коллективный устный пересказ текста с корректировкой (на первых этапах обучения).
  • Повторное восприятие текста (читает учитель или ученики).
  • Письменный пересказ текста. Проходит как самостоятельная работа. Учитель индивидуально помогает ученикам, которые в этом нуждаются.
  • Самопроверка. Учитель напоминает о сложных словах на доске.

Сборник упражнений для подготовки к сочинению и изложению. 1 — 4 классы

В книге нашли отражение различные виды заданий по развитию речи учащихся: редактирование текста, выбор местоимения, рас­крытие темы, повторы слов и мыслей, порядок слов в предложени­ях, работа над заглавием, составление плана и т. Эти задания выполняют роль необходимых вспомогательных уп­ражнений на этапе подготовки к изложениям и сочинениям.

Методика «Прогнозирование содержания текста»

  • Детям предлагается только название. Учитель спрашивает: «Как вы думаете, о чем может быть текст?»
  • Постепенно открываются пункты плана. Каждый раз ученики высказывают предположения, о чем может говориться в этой части текста. Прогнозируя, дети создают собственные рассказы по теме и плану.
  • Прослушивание текста. Детям важно узнать, угадали они или нет. Так развивается навык активного слушания.

Проверка изложения

Во втором классе проверка работ должна носить обучающий характер. Чтобы дети не боялись, можно разрешить им писать карандашами. Если дети пишут ручками, при первой проверке учитель отмечает ошибки карандашом. Красного цвета быть не должно. На уроке рефлексии дети могут переписать текст с учетом исправлений, и только после этого выставляются отметки.

Можно ставить две отметки: за содержание и речевое оформление и за грамотность, или же одну — в целом за изложение. В школе должен быть единый стандарт. Учителя решают коллективно, сколько отметок ставится: одна или две.

Критерии по оценке изложений

Оценка содержания и речевого оформления:

  • «5» — фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста.
  • «4» — содержание раскрыто достаточно полно, соблюдена логика. Допущено не более трех ошибок (содержательных или речевых).
  • «3» — логика и последовательность изложения мысли нарушены, допущены ошибки (4-6, содержательные и речевые).
  • «5» — несколько исправлений.
  • «4» — 3 орфографические ошибки, 1 пунктуационная.
  • «3» — 4-6 орфографических, 2 пунктуационные ошибки.
  • «5» — правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
  • «4» — незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
  • «3» — имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложения, беден словарь, 3-6 орфографических ошибок и 1-2 исправления.

Распространенные ошибки

  • Неверное определение границ предложений в тексте.
  • Нарушение связи в словосочетаниях.
  • Неоправданное повторение слова.
  • Неправильное или неточное употребление слов.

Недочеты в содержании и построении текста:

  • Искажение содержания текста.
  • Внесение лишних фактов.
  • Пропуск главных частей текста, важных фактов.
  • Нарушение последовательности.
  • Отсутствие красных строк.

Отметим, что в начальной школе особое внимание уделяется работе именно с подробным пересказом. В 1-2 классах работа по составлению планов проходит под контролем учителя. В третьем классе продолжается работа с готовыми планами. При этом учитель показывает, как по-разному можно представить содержание. В четвертом классе дети начинают обучаться краткому пересказу (уже самостоятельно выделяют основную мысль каждой части текста), а также выполняют усложненные задания — например, пересказ от другого лица.

Русский язык, 4 класс

Тема: «Изложение повествовательного текста».

Тип урока: развитие речи, применение знаний на практике.

Цель: научить записывать подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану.

— образовательные: создать условия для формирования умения передавать содержание текста в подробном изложении, совершенствовать умение подразделять текст на микротемы;

— развивающие: способствовать развитию навыка выделять необходимые для изложения элементы текста, дать возможность проявить творческие способности;

— воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, культуре родной речи.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание текста в сжатом, выборочном или развернутом виде; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку).

Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм).

Коммуникативные: участвовать в диалоге; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений.

Личностные: осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу; анализировать иллюстрацию; составлять план текста; записывать текст по данной иллюстрации по плану.

Номинация: Урок в начальной школе.

4 класс УМК «Планета знаний»

О чём мы будем писать, вы узнаете отгадав загадки.

Уж пахнет в воздухе дождем,

Все холоднее с каждым днем.

Деревья свой наряд меняют,

Листочки потихонечку теряют.

Понятно всем, как дважды два —

Узнай героев нашего рассказа

Лишь окрест пурга завоет

И морозы станут злей —

Я столовую открою

Для клестов и глухарей.

Есть сережки, но не девчонка.

Есть шишки, да не сосенка.

А живет в низинке около лощинки.

Всех весной в лесу высоком

На опушках и в глуши

Я превкусным, сладким соком

Угощаю от души.

У речек и в низинах

Они всегда растут,

Их прутья на корзины

И коробы идут.

Письмами летят крылатки

На дорожки и площадки

И не знает почтальон

Для кого их пишет.

Хоть неплохо я одета,

Бьет озноб меня всегда.

И весной, и жарким летам

Вся дрожу, как в холода.

Весной и летом ёлочки не было, а осенью показалась. Раздвинула листья, сучки, травинки и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли листву.

И каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные «китайские фонарики».

Клён роняет золотые звёзды. Ивы засыпают бронзовыми рыбками. Берёзы забрасывают ёлочку медными конфетти, ольха – малахитовыми кулёчками.

И стоит ёлочка счастливая, нарядная и разноцветная. Не то что зимой и летом – одним цветом.

Работа по содержанию

  • Когда показалась ёлочка?
  • Прочитайте предложение, как она показалась?
  • Какой приём использовал Николай Сладков?

II – III часть

  • Кто дарит подарки ёлочке в день её рождения?
  • Какой приём использует автор в своём произведении?
  • Почему листья осины Н.Сладков сравнивает с китайскими фонариками?
  • Какое сравнение использовал автор для листьев клёна?
  • С чем сравнивает листья ивы?
  • Берёзы ?
  • Ольхи?
  • Для поздравления елочки какие глаголы употребил автор?
  • Какие слова помогли тебе почувствовать отношение автора к ёлочке?
  • Какую пословицу включил в своё описание?

Китайские фонарики в небе.

Золото -металл красивого желтого цвета с ярко выраженным блеском.

Бронза — это название сплава золотисто-жёлтого цвета.

Медь —розово-красный металл

Малахит — природный камень зеленого цвета, вплоть до черно-зеленого.

Вспомни подарки для елочки

сной и летом ёл. ки не было, а осен. ю п. залась. Раздвинула лист. я, суч. ки, тр. винки и уд. влё нн о. трелась. рев. я р. няли л. ству.

И каждую осень, в день ёл. кин ого р. ждения, д. рев. я дарят ей п. дарки. сина дарит красные «китайские ф о нарики».

Клён р. няет з. тые звёзды. Ивы з. сыпают бронзовыми ры. ками. рёзы забрасывают ёл. ку медными к о нфе тт и, о льха – м а л а хитовыми кулёч. ками.

И ст. ит ёл. ка сч. ливая, нарядная и разн о цветная. Не то что з. мой и летом – одним цветом.

Прочитай и перескажи

Напиши изложение по плану

  • Появление ёлочки.
  • Подарки в день ёлочкиного рождения.
  • Разнообразие подарков.
  • Не то что зимой и летом – одним цветом.

Удивлё нн о, к о нфе тт и, м а л а хитовыми.

Русский язык: учебник для 4 кл. нач. «Планета знаний», 1 часть/Желтовская Л. – Москва: Астрель, 2012. – 143с.

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 8 города Березники, Пермский край

Токарева Нонна Васильевна