4 Класс

Диктант по русскому языку на тему спряжение глагола 4 класс

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Диктант «Хвойный аромат»

Всем знаком смолистый аромат хвойного леса. Его создают эфирные масла. Древесину хвойных деревьев пронизывают смоляные ходы. Они наполнены эфирными маслами и смолой. Её называют живицей. При ранениях дерева живица вытекает и затягивает место повреждения. В свежей живице находятся эфирные масла – скипидар. Через три дня после вытекания живицы треть всех эфирных масел испаряется и источает хвойный аромат. Сильный хвойный запах отпугивает вредных насекомых, оздоровляет воздух, убивает бактерии. Поэтому очень полезно дышать воздухом соснового бора.

Объём слов: 75 слов

  • Написать глагол ДЫШАТЬ во 2-м и 3-м лице единственного и множественного числа.
  • В первом предложении указать род, число и падеж имён существительных и прилагательных.
  • В слово ЗАП..ВАТЬ вставить сначала букву И, а потом Е. Написать проверочные слова.

Контрольный диктант «Совесть»

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой. На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком. Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом. Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.

Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число. Поставь глаголы в неопределённую форму: Пришла, идёт, посмотрит.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ 1. Записать и прочитать глаголы. Поставить к ним вопросы. Прилетят, завезут, проснётся, порадуют, наступит, растает, унесутся, заболеет, кончится, будет петь, будет встречаться, буду учиться, увидишь, узнаешь, запомнишь, порадуешься, закачается.

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать глаголы. Поставить к ним вопросы. Встретиться, радуется, удивляться, встречаться, поднимается, удаляться, мучиться, укрываться, заниматься, подписывается, объедаться, помчаться, крутиться, лечиться, забраться, катится.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ 1. Записать и прочитать глаголы. Поставить к ним вопросы и обозначить окончания. Ходит, слышат, уходят, дышат, радуются, держат, носят, обидят, вырастают, пишет, гладит, возит, любит, стелется, колешь, лежу, видишь, знаешь, клонишь, поёшь, изучаешь, возишь, учишь, летишь, качаешь, растёшь, гоните, спите, лежите, собираетесь, берёте, летим, думаете.

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать глаголы. Поставить к ним вопросы. Горела, крутился, учились, резал, слепило, покрасил, отправилась, сгорело, узнали, летели, вырубили, пёк, мок, завертелись, зашумел, поздравил, набирала, воевали.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ 1. Записать глаголы. Обозначить в них окончания, поставить ударение. Читаем, приводят, пишем, помогаешь, говоришь, моргает, ненавидит, линяет, работаешь, видят, летаешь, радуешься, дышишь, делаем, терпим, начинаем, вызываем, вертят, оживляете, дышит, направляете, выясняете, слышите, гонят, рассказывать, светим, пилит, смотрит, рубишь, носишься, находим, пилите, обидите, кусает, зависят.

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ 1. Записать глаголы. Поставить к ним вопросы. Говорить, молодеть, захотеть, мыть, выучить, долететь, нести, везти, нарисовать, мечтать, кружить, прочитать, прийти, бежать, спать.

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать сочетания слов. Поставить вопросы к глаголам. Гуляет ветер, носились птицы, пролетел год, выпадет снег, проснулись дети, приехали гости, начнётся октябрь, плачет иволга, откроются дали, кони мчались, послышался шум, светит луна, заря пылала, польют дожди, замелькали огоньки, вылетит сокол, будем учиться прилежно.

Адрес, аккуратно, берег, беседа, библиотека, билет, вагон, возле, вокзал, вопрос, восемнадцать, газета, говорить, гореть,

Объяснить орфограммы в выделенных словах. ДЕРЕВНЯ ТЫЧКИ В непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки. В ней всего одиннадцать дворов. Кругом деревни зубчатой стеной поднимается хвойный лес.

ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Выписать наречия, рядом записать прилагательные, от которых они образованы.

Диктант по теме «Глагол»

(4 класс, 3 четверть)

Рассвет в лесу

Кончилась летняя теплая ночь. Наступило раннее утро.

На краю болота токует глухарь. Далеко раздаётся его

громкая песня. Над полянами стелется туман. Роса

покрыла листву на деревьях. Проснулись птицы.

Закуковала кукушка.

Выглянуло солнышко и покатилось по синему небу.

Обсохнет на солнце роса. Громче закукует кукушка.

Растает туман над поляной.

Вот с лесного промысла торопится усталый зайчишка.

Бегала за ним хитрая лисица, пугал страшный филин,

ловила разбойница – рысь. От всех врагов ушёл ловкий

Запиши слова в два столбика:

• Слова, в которых нужно писать ь на

• Слова, в которых ь писать не нужно.

Выпиши из текста три слова с

орфограммой «Безударные личные

окончания глаголов». Обозначь

окончания, определи спряжение.

Запиши глаголы в два столбика по

спряжениям. Вставь пропущенные

буквы, обозначь окончания.

орфограммой «Гласные в

окончаниях глаголов прошедшего

времени». Обозначь окончания.

Орфографическое задание (ответы)

Слова с ь Слова без ь

испечь чертеж

не плачь плющ

придумаешь много задач

глушь мяч

Все варианты: токует (1-е спр. ), стелется (1 –

е спр. ), обсохнет (1-е спр. ), закукует (1-е спр

растает (1-е спр. ), торопится (2-е спр.

1-е спр. 2- е спр.

слушаем красим

приглашаем пилим

болеем не обидим

гуляем просим

Все варианты: кончилась, наступило,

проснулись, закуковала, выглянуло,

покатилось, бегала, ловила.

Тема: Контрольный диктант № 8 по теме « Глагол»

Цели: 1) проверить уровень усвоения полученных знаний о спряжении глагола.

2) развивать внимание, мышление, орфозоркость

3) воспитывать интерес к предмету, прилежание.

Работа над темой

Лесные жители.

Не всякого лесного жителя ты можешь увидеть. Очень редко мы видим, как

промелькнёт рыжий хвост на лугу. Семейство лосей степенно шествует к водопою.

Озорной бельчонок прыгает с ветки на ветку в парке.

И только зимой мы видим следы кабанов, зайцев, хорьков и сов. Следопыты находят

следы полёвок. Попадаются поваленные деревья у реки. Это работают деловитые бобры.

Егери по следам узнают, какие животные зимой обитают в их лесах. Весной в

половодье зверям бывает нужна помощь человека. Помнишь историю деда Мазая и

зайцев? И сейчас лесники, охотники, егери спасают зверушек в половодье.

1) Выписать три слова с проверяемыми безударными гласными из второго абзаца ,

записать проверочное.

2) Выписать глаголы из второго абзаца, определить их грамматические признаки( их

3) Выполнить морфемный разбор слов: следопыты, лесники.

4) Выписать предложение с однородными членами из второго абзаца, начертить

1) Выписать три слова с проверяемыми безударными гласными из третьего абзаца ,

2) Выписать глаголы из третьего абзаца, определить их грамматические признаки( их

3) Выполнить морфемный разбор слов: половодье, охотники.

4) Выписать предложение с однородными членами из третьего абзаца, начертить

1) Выписать три слова с проверяемыми безударными гласными из второго абзаца , записать

2) Выписать глаголы из второго абзаца, определить их грамматические признаки( их четыре)

3) Выполнить морфемный разбор слов: следопыты, лесники.

4) Выписать предложение с однородными членами из второго абзаца, начертить

1) Выписать три слова с проверяемыми безударными гласными из третьего абзаца , записать

2) Выписать глаголы из третьего абзаца, определить их грамматические признаки( их четыре)

4) Выписать предложение с однородными членами из третьего абзаца, начертить схему.

Контрольные диктанты (4 класс).

I четверть.

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение» «Удивительный случай».

Контрольный диктант № 2 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами»

«Последняя песня».

II четверть.

Контрольный диктант № 3 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов»

Контрольный диктант № 4 (итоговый) за 1 полугодие (административный).

III четверть.

Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён

существительных» «На реке».

Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён

существительных» «Музыкант».

Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён

прилагательных» «Пахучее облако».

IV четверть.

Контрольный диктант № 8 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Контрольный диктант № 9 по теме «Правописание глаголов с -тся, -ться. Буква ь после шипящих в

глаголах 2-го лица единственного числа» «Рассвет в лесу».

Контрольный диктант № 10 (итоговый) за курс 4 класса (административный).

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение».

Удивительный случай.

Лес переливался весёлыми звёздами росы. Раздавались птичьи голоса. Во мху таились крепкие молодые

боровички. По веткам сосны прыгала молодая белочка.

Вот она спустилась на землю, пересекла полянку, подобралась к белому грибу. Вдруг появилась старая

лисица. Белочка заметила опасность, мигом очутилась она на высокой берёзе.

Лисица сторожила за кустом. Белочка заметила её, пробралась на самый кончик гибкой берёзовой веточки,

сжалась в комок и прыгнула. Но не долетела до спасительной сосны, а упала на лисью спину. Лиса ужасно

испугалась и бросилась бежать.

(Н) Обозначить графически изученные орфограммы.

Контрольный диктант № 2 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами».

Последняя песня.

Давно ушёл с болота медведь к берлоге. Снялись журавли, последний раз махнули крылом и улетели.

Лес утих, приготовился к предзимью, к густым дождям. Последнюю песню в лесу всегда поёт лось. Большой и

мудрый житель тайги выходит на край мохового болотца. Долго слушает, а потом запрокидывает тяжёлые рога,

поднимает голову и трубит в осеннюю чистоту неба. Молчат и лес, и ветер, и вода в озере.

Трубный звук долго гудит под огнём берёз. Лес слушает свою последнюю песню, верит трубной клятве перед

зимним ненастьем.

(Н) Обозначить графически однородные члены в двух предложениях.

Контрольный диктант № 3 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов».

Снег весной растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку. Бобры перетащили бобрят на сухие листья,

но вода подобралась ещё выше, и бобрята расплылись в разные стороны.

Самый маленький бобрёнок выбился из сил и стал тонуть. Я заметил его, вытащил из воды и принёс домой.

За печкой он почистился, высушился, потом нашёл веник, уселся на задние лапки и стал его грызть. Утром

стружки валялись по всему полу, а у стола ножка стала тоненькой. Это бобрёнок постарался! Вода в реке спала, и

я выпустил зверька.

(Н) Составить схемы двух сложных предложений.

На реке.

Дорога шла через рожь. Всё по пути мне было интересно. Вот пробежала мышь. Вот в лесу послышался плач.

Это сыч затянул свою песню.

Мы подошли к реке, сбросили на траву тяжёлые рюкзаки, приготовили удочки. Наступила ночь, и рыбная

ловля началась. Кругом стояла тишь, только камыш тихо шептался с рекою. Скоро у меня показался большой

ёрш, а у отца на толстой леске бился огромный лещ.

Вот и полночь. Мы быстро сделали шалаш.

Утром, только проглянул луч солнца, мы были на ногах. Рождался новый день.

(Н) Обозначить орфограмму – мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Выполнить морфологический разбор имени существительного: 1 вариант – с рекою; 2 вариант – в лесу.

Записать 5 несклоняемых имён существительных.

Жил в деревне старый охотник. Он очень любил музыку. Обычно сидит по вечерам на завалинке и играет на

Однажды знакомый крестьянин говорит ему: «Брось ты скрипку, берись за ружьё. Я сейчас медведя видел в

Взял старик ружьё, пошёл в лес. Тишина. И вдруг с опушки послышался протяжный красивый звук. Словно

струна поёт.

Старик подкрался и увидел на опушке разбитое грозой дерево.

Из него торчали длинные щепки. Под деревом сидел медведь. Схватил он одну щепку лапой, потянул и

отпустил. Раздался звенящий звук.

Брёл охотник по тропинке и думал о медведе. В их местности не слыхали о таком чуде. Медведь играл на

разбитом грозой дереве!

Не смог музыкант стрелять в музыканта.

(Н) Обозначить орфограмму – безударную гласную в падежных окончаниях имён существительных.

Пахучее облако.

Недавно я встретил пахучее облако.

Я сидел в сосновом бору у крохотного озера. Вода в нём сегодня была жёлтой. Из озера то и дело

выпрыгивала блестящая рыба, и по воде расходились упругие круги.

Я долго не мог ничего понять. Но потом взглянул вверх, и всё стало ясно. Над бором опускалось большое

рыжее облако. Это цвели сосны. Лёгкая пыльца садилась на землю, на воду. На вкус она была сладкой, пахла

Рыбы оказались догадливей меня. Они сразу смекнули, что облако не только пахучее, но и вкусное.

(Н) Обозначить орфограмму – гласную букву в безударных окончаниях имён прилагательных.

Контрольный диктант № 8 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Три месяца ты можешь наблюдать ход весны. Хорошо, если ты шагаешь вместе с ней, смотришь, думаешь,

Вчера ты шёл в школу под зимним небом, а сегодня в небе – весна. Поле чернеет проталинами, и ты

чувствуешь запах оттаявшей земли. И ты скажешь: «Этого ещё вчера не было».

Лужайка меняет свой вид после тёплого дождя. Она начинает зеленеть иголочками молодых травинок

синем небе трепещет, дрожит, медленно исчезает в вышине золотая звёздочка. Это жаворонок взлетает над

лугом. Его звонкий голос ты всегда услышишь в ясный весенний день.

(Н) Обозначить орфограмму в глаголах с безударными личными окончаниями.

Контрольный диктант № 9 по теме «Правописание глаголов с -тся, -ться. Буква ь после шипящих в

глаголах 2-го лица единственного числа».

Рассвет в лесу.

Если ночуешь в лесу, то всегда просыпаешься раньше. Но не потому, что спишь не на мягкой постели.

Удивительный мир начинается рядом с твоей палаткой. Вот по лесной тропинке бежит ёжик. Вот краснеет ягодка

душистой земляники, и солнечный луч играет на её влажном от росы пушке. Мотылёк проснулся и уже

завтракает, погружает в сладкий сон свои губы.

Сидишь у палатки, смотришь вокруг, дышишь и не надышишься лёгким, свежим воздухом. Свежесть

росистой травы наполняет бодростью ваше тело.

(Н) Выписать из текста глагол, в котором имеется такой состав: 1 вариант – приставка, корень, окончание,

суффикс; 2 вариант – приставка, корень, суффикс, окончание.

Обозначить графически однородные сказуемые во всех предложениях.

Выписать из текста 2 глагола, в которых: 1 вариант – звуков больше, чем букв; 2 вариант – букв больше, чем

Контрольно – измерительные материалы

Итоговые контрольные работы.

Контрольный диктант  за 1 четверть.

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нити паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.

Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных озёрах чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз оголились. (70 слов)

По И. Соколову-Микитову)

  • В девятом предложении выдели основу, выпиши словосочетания, над каждым словом укажи части речи.
  • Разобрать по составу:холодная, подосиновик, грустно.
  • Сделать звуко-буквенный разбор слова

Контрольный диктант за первое полугодие.

Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели.

Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству. С утра до вечера снуют птицы  меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жучков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.

Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы, не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.

  • Выписать три словосочетания с именами существительными. Определить падеж и склонение имён существительных.
  • Запиши имена существительные в форме множественного числа в именительном падеже. Выдели в словах ударный слог.

Директор, инженер, столяр, шофёр, доктор.

Контрольный диктант за 3 четверть.

Вот она – весна!

Мартовское небо голубое и чистое. Такое небо бывает только весной. Солнце светит и греет. Через стекло чувствуешь весеннее тепло. На солнечной стороне тает. На крыше висит длинная сосулька. С её конца падают капельки. Воробьи чирикают и выглядят нарядными. На ветку берёзки взлетела ворона. Она вытягивает шею и хрипло кричит. Молодая галка ищет место для гнезда. На дальней изгороди сороки головами вертят, хвостами качают и трещат. Вот слышишь нежную песенку овсянки. Её песенка позванивает, как маленький колокольчик.

  • Обозначь окончания и падеж имён прилагательных в единственном числе.
  • Подбери и запиши антонимы к словамширокий, ясный, громкий.
  • Подбери и запиши синонимы к словамизвестный. Застенчивый, красный.

Итоговый контрольный диктант.

Последние денёчки.

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно бегут ребятишки по последнему снежку

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.

  • В последнем предложении выдели основу, выпиши словосочетания, над каждым словом укажи части речи.
  • Разбери по составу словаприрода, пришкольный, приветливый.

Контрольное списывание.

Задание: Списать, раскрывая скобки. Обозначить приставки, подчеркнуть глаголы с частицей не.

Когда мы (вы)ходим (в)поле, мы видим, как там, вдали, небо (со)единяется  (с)землёй. Сколько раз мы пытались (до)йти (до)того места, где небо (со)единяется (с)землёй, и ничего у нас (не)получалось. Мы идём (к)этой полоске, но она (у)даляется (от)нас.

А почему она (у)даляется? Ведь мы только хотим (на)неё (по)смотреть. Стоит нам (с)делать шаг – и она (ото)двигается (на)шаг. А если мы (по)едем (от)неё – она движется (за)нами. Можно идти всю жизнь –и никогда (не)придёшь.

Тематические проверочные работы.

Контрольный диктант по теме «Повторение»

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

В начале апреля отправились дети на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропку. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.

Грамматическое задание.

  • Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.
  • Обозначь грамматическую основу в третьем предложении.

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусиха. А Андрюша умел только плакать.

Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.

Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.

Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

  • Выписать из текста предложение с однородными членами. Подчеркните основу предложения.
  • Выписать сложное предложение. Подчеркнуть основу предложения.

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Как  мужик убрал камень.

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.

Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.

  • Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2,3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.
  • Разобрать как часть речи имя существительное

Составь из слов пословицу. Измени окончания имён существительных.

Мать, не, лучше, друг, сыщешь.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Зимний день.

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза.

Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.

Хорошо в лесу!  Легко дышать свежим морозным воздухом.

  • Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.
  • Списать, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Лесной голосок.

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.

Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может,  это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка!

  • Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.
  • Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки.

Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.

Контрольный диктант по теме «Глагол».

  • Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число.
  • Поставь глаголы в неопределённую форму.

Предварительный просмотр

Контрольный диктант № 8 «Безударный гласный в суффиксе, проверяемый ударением»

В классе ____  Писали ____    Успеваемость _____ Качество ______ СОУ _____

«5» ____   «4» ____   «3» _____ «2» ____ (__________________________________________________)

Куда спешили муравьи

На дереве сидела белочка и ела орешек. Вкусный. Белочка даже глаза зажмурила. Крошка ореха упала на землю. За ней другая, третья. Много крошек упало. А между травинок бежала муравьиха. Она спешила за едой для своих малышей. Вдруг она увидела у дерева крошки. Попробую! Съела. Очень вкусные!

Принесла муравьиха крошку в муравейник. Позвала за орехами соседей. Собрали они крошки и понесли домой. Хватит теперь еды всем!

  • Выпиши в столбик все глаголы прошедшего времени с безударным глагольным суффиксом. Рядом с каждым глаголом запиши начальную форму. Выдели глагольный суффикс и суффикс начальной формы.
  • Выпиши из первого абзаца разноспрягаемый глагол в начальной форме. Письменно проспрягай глагол.

Жи-ши, ча-ща ____  _____________________________________________________________________

чк-чн               ____   _____________________________________________________________________

Безуд. ____  _____________________________________________________________________

Непроиз. согл ____ _____________________________________________________________________

Парный согл. ____  _____________________________________________________________________

Удв. согл. ____  _____________________________________________________________________

слова        ____  _____________________________________________________________________

о/ё после шип и ц ___ ___________________________________________________________________

Безуд. окон. сущ. ____  __________________________________________________________________

Буква соед. _____ ___________________________________________________________________

Безуд. окон. прил. ____  __________________________________________________________________

Тся/ться в гл      _____ __________________________________________________________________

Смягч. Ь          ____  _____________________________________________________________________

Разд. Ь            ____  _____________________________________________________________________

Безуд. суф. ____  _____________________________________________________________________

о/ё после шип в корне _____ ______________________________________________________________

НЕ с глаг. ____  _____________________________________________________________________

Ци/цы             ____  _____________________________________________________________________

Нап. пристав. ____  _____________________________________________________________________

Безуд. окон. гл ____ _____________________________________________________________________

Нап. предлог. ____  _____________________________________________________________________

Беглый гл. ____  _____________________________________________________________________

Оформ. предл. ____  _____________________________________________________________________

г/задание 1     ____   _____________________________________________________________________

г/задание 2      ____  _____________________________________________________________________

Контрольный диктант № 1 «Правописание безударных гласных»

В лесу начались страшные обвалы.

Белка спала в своём гнезде на ветке ели. Вдруг снежный ком обрушился с дерева на крышу гнезда. Гнездо скрылось под снегом. Белка выскочила. Но её бельчата остались в гнезде.

Белка стала копать снег. Пушистый снег накрыл крышу гнезда. Круглое гнездо из тёплого мха осталось целым. Бельчата и не проснулись в нём. Они ещё голые и слепые. Маленькие они и глупые.

  • Разбери по членам предложения первое предложение.
  • Выпиши из текста 6 слов с безударным гласным в корне, проверяемым ударением. Через тире к каждому слову напиши проверочные слова.

ЗАГАДКИ

Бежит, бежит — не выбежит, течёт, течёт — не вытечет. (Река) 2. Горит и тает, все тайны скрывает. (Сургуч) 3. Языка не имеет, а у кого побывает, тот многое знает. (Газета) 4. Кричит без языка, поёт без горла. (Колокол) 5. То толстеет, то худеет, на весь дом голосит. (Гармонь) 6. Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Четыре колеса)! 7. Скорчится — с кошку, а растянется — в дорожку. (Верёвка)

ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Закончить предложения по образцу.

Я часто играю в шахматы. А твой брат играет?

Прослушать отрывки из стихотворений и загадки. Записать глаголы с безударными гласными в окончаниях в один столбик, а глаголы с ударными гласными в окончаниях — в другой.

Поёт зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

А заря лениво,

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Тихо дремлет река,

Тёмный бор не шумит.

Соловей не поёт,

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Контрольный диктант № 9 «Орфограммы в приставках и суффиксах»

Мы обошли большое здание и вышли в парк. Как здесь здорово! Как приятно сблизиться с природой! Среди этой красоты нет места злобе. Взгляните на эти яркие осенние краски. Ветер сдёргивает с деревьев разноцветные листья, и они летают по воздуху, а иногда сгрудятся в одном месте, словно сговорились. Дворники сгребают их в кучи и сжигают.

  • Выпиши 3 слова с приставкой с.
  • Разбери по составу слова: грибной, подстилку, разрывают.
  • Разбери по членам предложения 1-ое предложение.

Орф. в прист. ____  _____________________________________________________________________

Оформ. предл. ___ _____________________________________________________________________

г/задание 3      ____  _____________________________________________________________________

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Записать и прочитать предложения. Обозначить окончания глаголов, поставить ударение.

Держит девица в руках золотое пялечко, а иголка сама вышивает. Потянется нитка от клубка не простая, а золотая. Третий день к концу подходит. И вдруг является перед Марьюшкой добрый молодец. Катится себе яблочко по блюдечку. Выходит девица к синему морю. Целует царевич её в уста сахарные.

(Из русских сказок)

ЧТО КРАЙ, ТО ОБЫЧАЙ

В Японии учат детей писать и правой, и левой рукой. Справа налево пишут ученики арабских стран. В Древней Греции учили писать первую строку справа налево, а вторую наоборот. В одном из районов Индии существует интересный обычай. Ученик пропускает без уважительных причин занятия. Тогда кто-то из членов его семьи приходит вместо него.

В Испании с давних времён утвердилось такое правило. Вопросительные и восклицательные знаки ставятся в начале и конце предложения. Это помогает заранее понять цель высказывания.

80 слов. («Детская энциклопедия»)

Контрольный диктант № 6 «Проверка правописания изученных орфограмм»

Великие заслуги перед Отечеством

Во всём мире знают памятник Петру Ι в Петербурге. Петру поставили памятник за великие заслуги перед Отечеством.

Петербург является творением Петра Великого. Самое первое здание города здесь берегут. Это Домик Петра из простых брёвен. Здесь жил и работал царь. Пётр сам сделал кресло и скамейки.

Пётр был самым любознательным правителем России. Он открыл в России разные школы. Пётр освоил военное и корабельное дело. Пётр Ι прославил Россию своим трудом и военными победами.

  • 4-ое предложение второго абзаца разбери по членам предложения.
  • Выпиши из третьего абзаца предложение с однородными определениями. Подчеркни определения. Выпиши из данного предложения прилагательное, образованное от словарного слова. Покажи, как оно образовано. Подчеркни в корне беглый гласный.

ВЕЧЕРНЯЯ ЗАРЯ

Вот наступает вечер. Заря пылает пожаром. От деревьев, от кустов, от высоких стогов бегут длинные тени. Солнце село, звезда зажглась и дрожит в огненном море заката. Отдельные тени исчезают. Воздух наливается мглою. Пора домой, в деревню, где вы ночуете. А между тем наступает ночь. Собаки едва белеют во мраке. Над чёрными кустами край неба смутно яснеет. Что это? Пожар? Нет, это восходит луна. А внизу уже мелькают огоньки деревни.

71 слово. (По И. Тургеневу)

Диктант «Утренний ветерок»

Была тихая летняя ночь. Всё спало. И ветерок заснул.

Но вот запылала утренняя зарница. Проснулся ветерок, выбежал из – под куста. Побежал он по берегу пруда, разбудил камышинку. Зашуршала камышинка, закачалась. А на ней спала бабочка. Проснулась она и полетела к селу. Всё пылает утренняя зарница. Вот и солнышко скоро взойдёт. Прилетела бабочка к цветку розы. Села на цветок. Проснулся цветок. Взглянул, а уже солнышко светит.

(По В. Сухомлинскому) (64 слова)

Слова для справок: зарница, из — под.

Примечание. Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем.

Грамматическое задание

12 – е предложение разбери по членам предложения, укажи части речи.

Запиши глаголы. Укажи над ними спряжение.

Видят, читают, видеть, играю, молчит.

Проспрягай глагол падать, выдели личные окончания.

9 – е предложение разбери по членам предложения, укажи части речи.

Петь, рисуют, держать, делаю, смотреть.

Проспрягай глагол качать, выдели личные окончания.

Тема: Проверка написания словарных слов.

Дата «_____» ___________ 20____ г.

В классе _______ учащихся                  Писали работу _______ учащихся

«5» — ______ _____ %                              успеваемость ________ %

«4» — ______ _____ %                              качество          ________ %

«3» — ______ _____ %                              СОУ                  _________ %

«2» — ______ _____ %   (Ф. __________________________________________________________)

Прекрасная погода, чистый четверг, интересный футбол, весёлый праздник, асфальтовое шоссе, острый топор, умный компьютер, удобный автобус, быстрый трамвай, зрелая пшеница, вскопанный огород.

  • Определи род существительных.
  • Разбери по составу ИНТЕРЕСНЫЙ.

Контрольный диктант № 3 «Определение спряжения глагола по начальной форме»

В русских народных сказках живёт косолапый, неуклюжий и глупый медведь. На самом деле медведь не такой. Он умный, ловкий и быстрый. Крадётся он за добычей – веточка не хрустит. Бежит – не догнать. Он чудесный рыбак. Стоит в реке. Ждёт чего? Вдруг удар лапой. Брызги во все стороны. А рыбка уже бьётся на берегу.

Медведь ест разную пищу. Найдёт малину, лежит, ест, урчит. И мёд, и молодой овёс медведю подавай!

  • Первое предложение первого абзаца разбери по членам предложения.
  • Найди и выпиши 2 глагола 1 спряжения и 2 глагола 2 спряжения. Выдели у них окончания. В скобках укажи время, лицо, число.

Контрольный диктант № 10 «Проверка правописания изученных орфограмм»

В  лесу тишь. Лес отдыхает. Солнечные зайчики сидят смирно. Качается ленивая паутинка.

Хорошо идти от поляны к поляне. На каждой поляне свой тёплый настой. На одной – медовый, на другой – грибной.

На поляне с брусничным настоем стоял медвежонок. Что он делал? Он махал головой, потом вдруг носом тыкался в землю. Кувыркался через тощий задок и скрёб когтями землю. Он что-то ловил и не мог поймать. И вдруг я всё понял! Медвежонок ловил свою тень!

  • Разбери как часть речи слова: на поляне, брусничным, стоял.
  • Выпиши по одному глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. Укажи спряжение.

Контрольный диктант № 5 «Правописание глаголов»

Причёски птиц можно в салоне мод выставлять. При виде их дрогнет и замрёт сердце у многих. Вот степной журавль. Его ещё называют красавкой.

Он ловко шагает. Как спортсмен или танцор. С ленцой поворачивает стройную шею. Его белые шёлковые косицы двигаются в такт шагам.

Вот ещё чудесная причёска. К удоду подсела его подружка. Он распустил свой роскошный хохол. И так раззадавался, что чуть не упал. Волосы на его голове встали дыбом. Он заметил меня и ещё распустил свой хохол.

  • Выпиши существительные с орфограммой «о/е после шипящих и ц на конце слова».
  • Найди и выпиши глаголы с безударными личными окончаниями. Поставь знак ударения. Выдели окончания. Рядом с каждым напиши начальную форму. Укажи спряжение глагола.

Контрольный диктант № 7 «Простая и сложная форма глагола»

Солнце печёт. Лужи мелеют. Вода теплеет. Осталось от лужи мокрое пятнышко. Улитки в грязь зарылись. Жуки в другие пруды улетели. Но рыба так не может спасаться.

Весной многие реки разливаются по лугам. В луговых низинах и ямах остаётся рыба и рыбьи мальки. В конце лета вода в низинах высыхает. Мы очищаем мелководные озерки от травы и ловим рыбу. Бьются в сетях сазанчики, судачки и окуни. Мы пересаживаем их в вёдра с водой и несём в речку. Плывите на все четыре стороны!

  • Выпиши предложение с однородными подлежащими. Разбери его по членам предложения.
  • Найди и подчеркни  в тексте глагол в повелительной форме.
  • Выпиши глаголы с безударными окончаниями. Окончания выдели. Рядом с каждым глаголом запиши его начальную форму. Укажи спряжение.

Контрольный диктант № 4 «Морфологический разбор предложения»

Дупло сторожит сторож. Но увидеть сторожа очень трудно. Он как сухой сучок. Ещё и листок накрылся. Сторожит он свой дом и свою семью. Я его хочу разглядеть. Вот до сторожа ещё один шаг.

А сторож спит. Спит среди белого дня. И тут дрогнуло левое веко. Прорезалась щёлочка. В щёлочку за мной глядит влажный жёлтый глаз. Не спит. И вдруг он выпучил на меня глаза. Смотрим глаза в глаза. Я моргнул. Шорох. Сторож исчез. Из дупла за ним вылетела сплюшка.

  • Сделай морфологический разбор пятого предложения второго абзаца.
  • Найди и выпиши слова с орфограммой «о/ё после шипящих в корне слова». Рядом с каждым напиши проверку.

Контрольный диктант № 2 «Знаки препинания при однородных членах предложения»

Тихий осенний день. В яблоневом саду гудят шмели. Они прилетели к яблоку. Оно упало с дерева и лежит на земле. Из яблока течёт сладкий сок. Облепили яблоко шмели.

Ночь, а яблоки ещё пахнут горячим солнцем.

  • Найди в первом абзаце предложение с однородными главными членами. Разбери его по членам предложения..
  • Найди в первом абзаце и выпиши формы одного существительного. Рядом с каждой форме в скобках укажи род, склонение и падеж.