4 Класс
- Chem razlichajutsya shkola licej i gimnaziya

Что такое школа гимназия лицей 4 класс родной русский

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Большое количество образовательных заведений буквально загоняет родителей в тупик. Найти ответ на вопрос, куда же отправить чадо, тяжело. Поэтому стоит разобраться, что же из себя представляет каждое из заведений и чем отличается обычная школа от гимназии и лицея.

Каждый родитель желает своим детям лучшего, поэтому часто встает вопрос, в какое учебное заведение отдавать ребенка. В этой статье разбираемся, чем различаются школа, лицей и гимназия и в чем их преимущества и недостатки.

Школа, лицей и гимназия: в чем разница и что выбрать

В современной образовательной среде родители будущих первоклассников теряются в разнообразии видов учебных заведений — школа, лицей, гимназия. В чем их отличие? Сегодня мы предлагаем подробно остановиться на понятии «лицей». Чем он отличается от других учебных учреждений и в чем преимущество обучения в лицее, читайте ниже.

Что такое современный лицей?

Современный лицей — это особый тип учебного заведения. Что такое школа-лицей? Это профессионально ориентированная школа, в которой обучение осуществляется по особой программе с углубленным изучением каких-либо предметов конкретно профессиональной направленности. Обучение в школе-лицее проводится в тесной связи со средними и высшими учебными заведениями определенной профессиональной направленности.

В лицей или лицейские классы дети поступают после окончания 7-го класса.

Определение и толкование значения слова

Слово «лицей» прошло долгий международный путь до появления в русском языке.

Оно образовалось от названия древнеафинского учебного заведения — Ликея. Затем перекочевало в латынь и немецкий язык.

Современный лицей — это среднее общеобразовательное учебное учреждение.

В России до 1917 года в лицеях обучались только привилегированные сословия. Лицеистами являлись выходцы из богатых семей, будущие чиновники. Наиболее известным в царской России был Царскосельский лицей, в котором обучались Пушкин, Салтыков-Щедрин, Ржевский, Саврасов и многие другие деятели культуры и искусства, военачальники и чиновники высокого ранга 19-го века.

Слово «гимназия» также зародилось в Древней Греции, там оно первоначально значило  «место для гимнастических упражнений».

В таком  значении слово нашло свое применение в  древних городах  Египта, Сирии,  Малой Азии и других. Со временем в понятие  «гимназия» вошли  любые физические упражнения.

В учебных заведениях с таким названием  мальчики фехтовали, бились на  кулаках,  охотились верхом, изучали такие науки, как гигиена, танцы, музыка, риторика и  математика.

Гимназии менялись в течением времени, в ряде стран они стали учебными заведениями со спортивным уклоном, в других странах, в основном, в европейских,  – местами изучения творений античных авторов.

Начиная с 19-го века в гимназиях стали обучаться и девочки.

Сегодня в большинстве стран под термином «гимназия»  понимается среднее учебное заведение общего образования

Слово «школа» является настолько привычным в нашем словарном запасе, что мало кто интересуется, откуда пришло слово. «Школа» — так оно произносится в русском языке, «схолэ» — так оно звучало в Древней Греции, откуда является родом. Правда, истолковывалось немного иначе: «отдых», «досуг» и «праздность», иными словами — «приятное времяпровождение». Этимология слова «школа» подразумевала под этим не полное бездействие и расслабление, а ведение в свободное от работы время умных и поучительных бесед – излюбленного искусства греческих философов. Со временем у этих мудрецов и мыслителей появились постоянные ученики, и понятие «школа» стало обозначать учебный процесс, а позже и помещение, под него приспособленное.

Занятия в школе прошлого времени мало чем отличались от современных уроков. Естественно, временная разница внесла свои коррективы, но принцип до боли похож на привычный нам: такие же непослушные ученики, строгие учителя и надоевшие уроки.

История слова «лицей» берет свое начало в Древней Греции. На самом краю древнихАфин возлехрама Апполона Ликейскоговеликий философ Аристотель основал школу, получившую названиеЛикей в честь рядом стоящего храма. В переводе сдревнегреческого Ликейский — это «истребитель волков». Школа прославила себяв веках, и с тех пор значимым учебным заведениям во многих странах

Это слово тоже пришло к нам из Древней Греции, где «схолэ» значило«приятное времяпровождение». Это понятие подразумевало не абсолютноебездействие, а умные ипоучительные беседы, которыми издавна славились греческие философы. С течением времени эти мудрецы и мыслители обзаводилисьпостоянными учениками, а«школа» стала ассоциироваться с учебным процессом, а позже и с приспособленным под учебу помещением.

Школы древних шумеров назывались «Домами табличек», в них учили письменности, сочинению стихов, написанию музыки,азам астрономии, алгебре и другим наукам.

Вшколах Египта требовали знанияболее 700 иероглифов, а за нерадивость наказывали плетью.

В школах учились только мальчики, для девочек обучение подразумевалось только дома.

В такомзначении слово нашло свое применение вдревних городахЕгипта, Сирии,Малой Азии и других. Со временем в понятие«гимназия» вошлилюбые физические упражнения.

В учебных заведениях с таким названиеммальчики фехтовали, бились накулаках,охотились верхом, изучали такие науки, как гигиена, танцы, музыка, риторика иматематика.

Гимназии менялись в течением времени, в ряде стран они стали учебными заведениями со спортивным уклоном, в других странах, в основном, в европейских,– местами изучения творений античных авторов.

Сегодня в большинстве стран под термином «гимназия»понимается среднее учебное заведение общего образования.

Школа, гимназия, лицей — три типа учебных заведений, предоставляющих общее среднее образование.

Пытливые умы наверняка задавались вопросом, в чем между ними разница? Существует ли качественное отличие в уровне подготовки между школьниками и гимназистами?

Школа и гимназия

Гимназия — начиная с XVIII и по конец XX века являлась синонимом элитарного образовательного учреждения, отличавшегося более углубленным изучением обязательных предметов и наличием дополнительных дисциплин.

В царское время стать гимназистами могли дети только обеспеченных родителей или опекунов. Сегодня, благодаря существованию федеральных государственных образовательных стандартов, отличия между обычными школами и гимназиями почти отсутствуют.

Впрочем, некоторые факторы, обеспечивающие гимназиям более высокий статус, всё еще сохраняются.

Например, несмотря на то, что вступительные экзамены при наборе в первый класс законом запрещаются, в гимназиях, при подаче заявления, детям предлагают пройти собеседование. Фактически, на нём ребенок сдает своеобразный мини-экзамен.

Гимназисты 19 века

В государственных гимназиях может взиматься денежная плата за обучение в форме добровольно-принудительных пожертвований. В обычных школах обучение полностью бесплатное. Деньги могут потребовать только за дополнительные уроки.

За счет денежных «пожертвований» и, как правило, приоритетном государственном снабжении, гимназия обладает лучшими материально-техническими возможностями.

Кроме того, в гимназиях чаще всего преподают высококвалифицированные учителя. Такие могут быть и в обычных школах. Однако, сами преподаватели между школой и гимназией предпочитают выбирать последнюю. Считается, дети здесь более дисциплинированы и способны.

В конце концов, в гимназиях изучают дополнительные иностранные языки и часто применяют экспериментальные, инновационные методики обучения. Всё это, действительно, позволяет подготовить ученика к поступлению в ВУЗ лучше, чем в обычной школе.

Это еще одно престижное образовательное учреждение. Его главное отличие от гимназии кроется в углубленном изучении технических дисциплин: например, информатики. В свою очередь, гимназии больше имеют гуманитарную направленность.

Как правило, учеников в лицей набирают в средних или старших классах. Учебная нагрузка здесь повышенная, зачисление подразумевает вступительный экзамен, а при плохой успеваемости из лицея могут и отчислить.

Плюсом заведения является то, что его выпускники почти гарантировано поступают в вуз.

Что выбрать? Для каждого родителя ответ будет своим. В современных реалиях, общеобразовательная школа может не уступать, а в ряде случаев, даже превосходить гимназию в уровне подготовки. Кроме того, не все дети стремятся в вуз. Порой, лучшим вариантом является обычная школа. Всё зависит от частных случаев.

Как сделать выбор

Любому человеку сложно раз и навсегда решить, чем он хочет заниматься, поэтому студенты часто переводятся на другие направления, а взрослые меняют сферу деятельности. То же самое относится к детям и школьникам.

Деление на технарей и гуманитариев также неоправданно. В 5–6 лет вряд ли можно понять, кем является ребенок, к тому же абсолютных гуманитариев и технарей крайне мало. Скажем, если малыш отлично считает в уме, это не значит, что он так же легко решит тригонометрическую задачу.

Вот несколько советов, как выбрать подходящий ребенку профиль и, соответственно, учебное заведение.

  • При выборе между школой, гимназией и лицеем учитывайте не только способности ребенка, но и его интересы. Например, если 7-классник щелкает задачи по физике, но душа его лежит к языкам и литературе, учеба в классе с техническим уклоном будет ему неинтересна.
  • Вместе с ребенком пройдите профориентационный тест: это полезно при выяснении темперамента или особенностей мышления. О плюсах и минусах ранней профориентации читайте в нашем материале.
  • Можно освоить начальную ступень образования в школе, а позже, когда ребенок сможет сам заявить о своих интересах, решиться на зачисление в гимназию или лицей.

Пройти профориентационный тест и определить, в какой области ребенок сможет развиваться эффективнее всего, можно на бесплатной консультации с экспертом по обучению. На ней ученик получит расшифровку результатов с подходящими ему профессиями, специальностями, на которых им обучают, и предметами для сдачи на экзаменах. Приходите на встречу с экспертом, чтобы ребенок нашел свое призвание.

Выбирая подходящее для учебы место, родителям важно рассказать ребенку, что его ждет в лицее или гимназии, а также какие профессии можно получить, углубленно изучая те или иные предметы. Это гарантирует не только интересную и насыщенную учебу для ребенка, но и уверенность в его успешном и счастливом будущем для родителя.

Значение слова «школа»

В современном русском языке слову «школа» придается гораздо больше значения, чем мы к тому привыкли.

Итак, синонимы к слову «школа» можно без труда подобрать, зная его полное значение. Это:

  • учебное заведение (начальная и средняя, высшая школа);
  • специализированное учебное заведение (музыкальная, детская спортивная школа);
  • образовательная система в целом;
  • выучка, обрастание опытом (филологическая школа, школа жизни);
  • общественно–политическое, научное и художественное направление (Московская лингвистическая школа, школа современного искусства);
  • питомник для выращивания растений.

Исходя из вышеописанных определений, можно подобрать синонимы к слову «школа». Это — учебное заведение, училище, гимназия, питомник, киношкола, разведшкола, интернат, подготовленность, стиль, класс, подкованность и еще ряд многих слов.

Этимология слова «гимназия»

Происхождение слова «гимназия» – интересный вопрос, который будет полезно изучить как самим гимназистам, чтобы понимать, где они учатся и откуда это слово берёт свои корни, так и школьникам и лицеистам – для общего развития. В данной статье узнаем происхождение этого слова историю изменения термина, его значение, синонимы и однокоренные слова. А так же увидим примеры его использования в повседневной речи. История слова «гимназия»Слово «гимназия» произошло от древнегреческого «gymnasion» которое означало, по сути, гимнастический зал. Со временем они преобразовались в учебные заведения, где мальчиков Древней Греции учили фехтованию, борьбе, охоте верхом, а так же гигиене, танцам, риторике математике и другим наукам. Позже гимназии распространились по всему миру, где-то оставшись образовательными заведениями со спортивным уклоном, в других странах став местами изучения творений древних авторов. В XIX веке они открыли свои двери и для девочек. В наше время под этим словом подразумевается среднее образовательное заведение. Есть определённые отличия от школ и лицеев, но они не принципиальны – и то, и другое, и третье даёт знания, умения и навыки, которые пригодятся для получения высшего образования и взрослой жизни. Лексическое значение слова «гимназия»Они предполагают углубленное, профильное или дифференцированное обучение. При этом создаются условия для профориентации и подготовки к получению дальнейшего образования. Более конкретизированное определение можно найти в специализированных педагогических словарях. Синонимы и однокоренные словаУ слова «гимназия» два наиболее близких синонима:

  • Лицей;
  • Школа.
  • Гимназист;
  • Гимназистка.
  • Я учусь в гимназии №1543 города Москва и мне здесь нравится.
  • Гимназия – это тоже учебное заведение, как школа или лицей.
  • Средняя общеобразовательная школа может получить статус гимназии, при определённых условиях.
  • Мы учимся в лингвистической гимназии и изучаем английский язык с первого класса, с пятого – испанский и скоро начнём изучать китайский.
  • Я вспоминаю времена работы в гимназии имени А.С.Пушкина как лучшие годы своей профессиональной деятельности и иногда подумываю вернуться, чтобы снова окунуться в эту круговерть.

Корень и однокоренные слова

Корень слова «школа» является основой для таких производных: «школьник», «школьница», «школьный», «школьничать», «школьнический». Кстати, слово «школьничать» понимается как «баловаться», «ребячиться», то есть вести подобно школьнику. «Школьнический» обозначает проделки, свойственные ученику, ребенку. Раньше в употреблении было слово «школяр», по ошибочному мнению, заимствованное из украинского языка и на сегодняшний день устаревшее. На самом деле оно имеет польские корни («szkolarz» — так оно пишется поляками). От слова «школяр» существуют производные – «школярство» и «школярский», значение которых в украинском языке несет как положительный, так и отрицательный смысл и расшифровывается как:

  • собирательное к «школяр»;
  • пребывание в школе;
  • следование примитивным, догматическим нормам, образцам, беспомощный ученический подход к чему–нибудь.
  • ученик плохого поведения;
  • пренебрежительное отношение к личности. Это можно пронаблюдать в произведениях многих русских писателей.

Согласно толкованию В. Даля, «школярство» определено как сухое и тупое ученье, педантизм, неотступно следующий принятым, нередко вздорным и мелочным правилам.

Происхождение слова «школа» по версии Я. Каменского

Существует еще одна версия происхождения слова «школа», состоящая из аббревиатуры, которую придумал чешский педагог и мыслитель Я. Каменский (1562-1670). Он разработал известную идею всеобщего обучения на родном языке, а название дал ей из начальных букв девиза, в переводе на русский язык звучавшего как «Мудро мыслить, благородно действовать, умело говорить».

Сравнение лицея и гимназии

Существует также отличие между лицеем и гимназией. Что такое гимназия?

Это также среднее образовательное учреждение, специализирующееся на углубленном изучении определенных предметов.

Главное отличие между этими двумя типами образовательных учреждений заключается в том, что лицей ориентирован на практическую деятельность. Образовательный процесс осуществляется по выбранному учебным заведение профилю и ориентирован на освоение будущей специальности.

Гимназия же обеспечивает вариативность образовательного процесса. Учащиеся начальных и средних (прогимназических) классов получают качественную теоретическую подготовку и всестороннее развитие.

При переходе в старшую (среднюю) школу воспитанникам предоставляется право выбора профильных предметов в соответствии с их склонностями и пожеланиями (естественно-гуманитарный, физико-математический, эстетический, филологический и другие профили). Главная образовательная задача гимназии — фундаментальная теоретическая подготовка выпускников к поступлению в высшие учебные заведения.

Лицеист, гимназист или школьник

Эта таблица поможет вам разобраться в специфике зачисления и учебы в каждом из образовательных учреждений и сделать правильный выбор.

1 сентября – День Знаний

История слова «школа» всегда ассоциируется с датой 1 сентября – очередной жизненной ступенькой с букетами цветов, встречей с друзьями и первым звонком. Почему выбор пал именно на этот день для начала учебного года? Если происхождение слова «школа» связано с Древней Грецией, то основоположником осенней традиции является Византия, в которой 1 сентября означало начало сотворения мира Господом. Именно к этому числу заканчивались полевые работы, в которых был задействован и стар, и млад. Великий князь Иван ІІІ в конце XV века огласил 1 сентября началом Нового года (иначе, Новолетием) и церковно–государственным праздником. Позже, по указу Петра Великого, Новый год был перенесен на привычное всем 1 января, а церковный и сельскохозяйственный календарь оставили прежними по причине занятости населения в период сельскохозяйственной страды.

1 сентября двери школ открываются в таких странах, как Чехия, Украина, Белоруссия, Прибалтика. В Германии и Испании в каждой провинции учебный год зависит от сроков уборки урожая и начинается не позже 1 октября. В Италии именно эта дата является точкой отсчета начала занятий. Дети датчан идут в школу в середине августа, а англичане, канадцы и американцы – в первый вторник сентября. Этимология слова «школа» объединяет все страны, даже Японию, отправляющую подрастающее поколение получать знания 1 апреля.

Что лучше?

Мы разобрались, чем отличается школа от гимназии и лицея. Что лучше? Каждый родитель, конечно, хочет дать своему ребенку качественное образование. Однако стоит учитывать его возможности, способности и желания. Даже если ребенок ещё маленький, то есть возможность определить, где он будет чувствовать себя комфортнее и увереннее. Не нужно увеличивать свою самооценку и амбиции при помощи малыша, который может оказаться попросту не готовым к тяжелым нагрузкам. Поэтому при выборе учебного заведения следует присмотреться к своему чаду. Если способности к хорошему усвоению материала и любовь к различному виду обучения проявилась в раннем возрасте (ребенок начал рано читать, считать, писать), то вероятнее всего, что в обычной школе, где в первом классе детки учат алфавит и счет, ему будет скучно. Тогда есть вероятность, что малыш потеряет интерес к обучению.

Хотя бывает и такое, что до школы ребенок особо не проявлял себя. А вот поступив в первый класс, вдруг оказалось, что он безумно увлекается одним или сразу несколькими предметами. Тогда стоит попробовать поступить, например, в гимназию после 4-го класса. Иногда уместно выбрать заведение с углубленным изучением полюбившегося предмета.

Также при выборе заведения стоит учитывать мнения родителей тех деток, которые уже учатся в нем какое-то время. Тогда проще понять, где лучше учителя, отношение к детям и многое другое.

Высокообразованная нация

Сохранилась очень интересная информация о школах шумеров – одной из первых цивилизаций. «Дома табличек» — так назывались учебные заведения населения, которое за 3 тысячи лет до н. овладело гончарным искусством, умело орошать поля, ткать, прясть, ковать орудия труда из меди и бронзы. Шумеры искусно писали стихи, сочиняли музыку, имели свою письменность, знали астрономию, владели главными правилами алгебры (умножение, деление и даже извлечение из числа квадратного корня). Именно такие школы давали дорогу в жизнь юношам, которые впоследствии становились предводителями.

Сравнение лицеев с обычными школами

Выяснив, что такое лицей, давайте сравним его с обычной школой.

Важно понимать, что деятельность школ регламентируется образовательными стандартами и едиными программами. Для школ определена недельная нагрузка по каждому классу и единый набор учебных дисциплин, учебников и методических пособий.

Деятельность лицеев основывается на авторских программах, адаптированных для каждого учебного заведения в зависимости от направленности. Помимо основных предметов лицеисты углубленно изучают предметы, необходимые для будущей профессии.

В обычную школу детей зачисляют с 6-7 лет. А поступление в лицей возможно после окончания 6-7-го классов.

Педагогический состав также отличается. Уровень педагогов в лицее выше, чем в обычной школе. Тут могут работать не просто специалисты с высшим образованием, а кандидаты и доктора наук. Вот что такое профильный лицей.

Школа в Египте

Очень тяжело приходилось школьникам Египта, ведь учебный процесс был сложным: требовалось знать более 700 иероглифов, написание которых требовало большой аккуратности. Непременным предметом обучения была треххвостая плеть, лежавшая у ног преподавателя. Ученики каждый школьный день начинали с заучивания стихов, повторяя большие отрывки вслух за учителем, и в конце дня уже могли их свободно рассказать.

История некоторых слов

Так же, как история слова «школа», обращает на себя внимание происхождение связанных с ней слов.

Портфель. Имеет французские корни и состоит из двух частей: «порт» («носить») и «фель» («лист бумаги»).

Тетрадь. Происходит от греческого «тэтрадион», что означает «сложенное из четырех частей». Именно таким образом греки в давние времена делали тетради, сшивая для удобства по 4 листочка.

Каникулы. Любимое слово всех школьников в буквальном переводе с латинского обозначает «собачонки». Где связь? «Каникулой» (собачонкой) римляне именовали звезду Сириус, как они считали – охотничьего пса ловчего Ориона. При появлении на небосклоне Сириуса в Риме наступало очень жаркое лето и объявлялся перерыв во всех занятиях, который и получил название «каникулы».

Чем отличается школа от гимназии и лицея?

В чем разница между заведениями? Сейчас разберемся. Педагогический состав более сильный и укомплектованный именно в лицеях и гимназиях. Обучение в них ведется по расширенной программе и является многопрофильным и более углубленным, в отличие от школы.

Школа обучает лишь одному иностранному языку. К тому же на выбор руководства. Тогда как гимназии и лицеи отдают предпочтение английскому как основному и ещё одному или двум как дополнительным. В гимназиях и лицеях проводят факультативы и научные работы.

Считается элитным учебным заведением. В средних или старших классах вводится так называемая предпрофильная подготовка, что, конечно, занимает больше времени. Программа и нагрузки являются индивидуальными для каждого учебного заведения. Также в гимназии зачастую идет разделение по интересам ребенка. Это позволяет быстрее определиться с будущей профессией. Учебное заведение предоставляет универсальное и многостороннее образование.

Чем различаются школа, лицей и гимназия

Начнем с того, что объединяет эти заведения.

  • Формально школа ничем не отличается от гимназии и лицея — все это общеобразовательные учреждения, подчиняющиеся «Закону об образовании в РФ».
  • В выпускном классе школьники, гимназисты и лицеисты наравне сдают ОГЭ или ЕГЭ.

Однако фактически отличия остались такими же, как и до принятия в 2012 году закона «Об образовании в РФ», который юридически превратил все школы, гимназии и лицеи в общеобразовательные организации. Рассмотрим, чем же школа отличается от гимназии и лицея.

Проблемы с учебой бывают у всех школьников вне зависимости от того, где они учатся. На нашей консультации с экспертом по обучению ребенок разберется, как подтянуть оценки, в какой области лежат его способности или как готовиться к выпускным экзаменам. Записывайтесь — консультация бесплатная!

В школу принимают всех, а вот будущих гимназистов на этапе подачи заявления могут попросить выполнить небольшое тестирование. Оно определит, принимать ребенка на обучение или нет, ведь количество мест ограничено. В гимназии обычно берут с 1-го класса, как и в школы. Но есть исключения, когда в гимназисты зачисляют после основной ступени образования — 5-го или 7-го класса. Известные в России гимназии: Университетская гимназия МГУ и Российская гимназия при Государственном Русском музее.

Прием в Университетскую гимназию МГУ проходит в два этапа

Профиль обучения

Школа обычно не дает углубленных знаний по каким-то предметам, а вот гимназия специализируется на гуманитарных дисциплинах и может иметь узкий профиль — например, лингвистический или социально-экономический. В соответствии с профилем будет отличаться и количество изучаемых предметов.

Нагрузка

В школе нагрузка строго регламентирована государственными стандартами: урок не длиннее 45 минут, фиксированные перерывы и количество уроков в день. А в гимназии из-за углубленного изучения предметов занятия могут быть сдвоенными: два школьных урока в школе равны одному в гимназии. После уроков также часто проходят элективы — обязательные дополнительные занятия.

Переводные экзамены

В школе нет экзаменов, не сдав которые ученик не перейдет в следующий класс, а в гимназии есть. Более того, из гимназии могут отчислить, если провалить переводные экзамены.

Программа обучения

Школьную программу разрабатывает Министерство просвещения РФ, а гимназия делает это сама, опираясь на его программу.

Качество образования

Гимназии, как и лицеи, всегда считались более престижными учебными заведениями по сравнению со школами. Хотя сегодня и существуют школы, не уступающие гимназиям в качестве подготовки учеников. В гимназиях обычно более погруженные в предметы педагоги, шире материальное обеспечение, больше факультативных дисциплин, из-за переводных экзаменов ученики сильнее.

Школа и лицей

Отличия школы от лицея в основном такие же, как и от гимназии, за исключением важного момента: если гимназия профилируется на гуманитарных дисциплинах, то лицей — на технических и естественно-научных. Например, математический или химико-биологический профиль.

Лицеи иногда создаются при университетах и готовят к поступлению в них. К примеру, лицей НИУ ВШЭ или лицей Президентской академии при РАНХиГС. К тому же в лицеи часто принимают лишь с основной ступени образования, как и в гимназии.

Это учебное заведение. В нем каждой из дисциплин учат в равной степени за некоторыми исключениями. Например, если школа имеет классы с углубленным изучением какого-либо предмета.

Программа соответствует государственным требованиям, нагрузки — нормам, установленным для определенного возраста. Свободное и учебное время распределяется так, чтоб у ребенка было его достаточное количество как для выполнения школьных занятий, так и для секций/кружков и внеклассной работы.

Зачастую относится к конкретному вузу. Обычно готовит ребенка к поступлению именно в это заведение. К тому же обучение проводят преподаватели конкретного вуза. Уровень образования на порядок выше. При этом основной акцент приходится на профильные дисциплины. Иногда данное заведение дает возможность поступления сразу на второй курс.

Школа имеет возможность повысить свой статус до гимназии или лицея, однако это сложно.

Школа древнего времени

Процесс обучения происходил еще на самой первой ступени развития человечества, поэтому можно считать, что первые школы появились именно в тот период. Значение слова «школа» в Древнем Мире несло другой смысл: детей учили не грамоте (ее еще и в помине не было), а способности выживать в окружающем мире. Умение охотиться и воинское искусство были самыми главными уроками для мальчиков. Девочки, как и во все времена, осваивали ведение хозяйства, рукоделие, приготовление пищи. Ну и куда без экзаменов? Конечно, они были, но представляли собой тяжелое испытание, так называемый «обряд инициации». Юношу для проверки силы воли и терпения могли пытать огнем, бить, рассекать кожу, что почти всегда вызывало у подростка потерю сознания. Успешная сдача такого экзамена была для мальчика гордостью, так как он становился полноправным членом взрослого общества.

Чем отличается школа от гимназии и лицея? Образование

Поскольку образование в школах является государственным и регулируется сводом правил и законов, принятых соответствующими инстанциями, его уровень в данных заведениях равноценен. Учебники и дополнительная литература одинаковая для всех. При этом есть стандартные нагрузки (урок 45 минут), а также регламент, определяющий количество часов нагрузки для определенного возраста. Возраст принятия ребенка в школу нормирован — 7 лет.

Всё это немного понижает образовательный уровень данных заведений. Основной задачей родителей становится заинтересовать ребенка в обучении. Ведь общепринятые стандарты скучны для детей.

Конечно же, многое зависит от учителей. Если они способны заинтересовать чем-либо ребенка, то и процесс усвоения материала происходит гораздо проще. С этим очень сложно не прогадать.

А вот гимназии и лицеи подстраивают нагрузку и вид образования под себя. Педагогический коллектив заинтересован в хорошей успеваемости каждого ребенка. Поэтому придумываются, подбираются самые различные программы и методы. Это лучше помогает усваивать материал. Однако уровень нагрузки на порядок выше школьной. Это очень выматывает детей, особенно учеников младших классов. Свободного времени меньше. Поэтому если у ребенка имеются какие-либо увлечения, секции, то на них может не хватать времени, а ведь никто не отменял ещё и домашние задания.

История создания лицеев

Упоминания о первых лицеях историки находят в документах, связанных с жизнью Аристотеля — знаменитого философа Древней Греции.

Первый лицей (Ликей) был основан в Афинах и назван так в честь бога Аполона Ликейского. Преподавали в этом учебном заведении известные древнегреческие мыслители Сократ и Аристотель.

В царской России первые лицеи начали возникать в начале 19-го века. В 1810 году был создан дебютный Александровский (Императорский Царскосельский) лицей.

Обучение в лицее было доступно только детям из богатых и знатных семей с 6 до 11 лет. Выпускники лицея осваивали программу средней и высшей школы.

С 1877 года по указу царя лицеисты должны были освоить программу шести гимназических и трех университетских классов.

Однако существовали и такие лицей, в которых было 8 гимназических классов. Например лицей, основанный в память о цесаревиче Николае.

До революции 1917 года в России функционировали 7 привилегированных лицеев. Каждый из них осуществлял образовательную деятельность по собственной программе. Единого определения и понятия, что такое лицей, в России не существовало. Наиболее точно о лицеях выразился этнограф В. Даль:

«Это высшее учебное заведение, то равное университетам и академиям, то ниже или даже выше их, но не разделяемое на факультеты; общее высшее училище».

После революции 1917 года лицеи перестали быть достоянием высшего класса.

Современный лицей — общедоступное учебное учреждение, которое осуществляет образовательную деятельность по особой, отличной от общеобразовательной, программе. Статус и название лицея иногда присваиваются бывшим профтехучилищам. На базе некоторых школ открываются лицеистские классы определенной профессиональной направленности.

Как учились древние греки

В Древней Греции посещать школу разрешалось исключительно мальчикам из зажиточных семей – сыновьям рабов там места не было, поэтому они вынуждены были начинать работать с ранних лет. Девочки находились на домашнем обучении, под присмотром мамы, и осваивали науки, способные им пригодиться в будущей семейной жизни: домоводство, музыку, рукоделие, ткачество и, конечно, грамоту. Учеба в школе была платной. А поскольку афиняне, как и все рабовладельцы, презирали работающих за деньги людей, то и учителя уважением в обществе не пользовались. Значение слова «школа» ассоциировалось с учителем, а значит, и с бедным образом жизни, который он вел. Если о каком–нибудь человеке долгое время не поступало вестей, то его знакомые говорили, что последний или умер, или сделался учителем. Нищенское существование не позволяло ему даже дать о себе знать.

Мальчики посещали школу с 7–летнего возраста и обязательно в сопровождении раба–педагога, присматривавшего за ребенком и носившего его школьные вещи. Основными уроками являлись письмо, чтение и счет. Именно с тех давних времен имеет место происхождение слова «школа».

Чтение заключалось в изучении поэм Гомера — «Иллиада» и «Одиссея». Помимо получения дополнительных знаний по географии, ребенку ставилось в пример мужество и стойкость героев произведений в борьбе с трудностями.

В счете наглядными пособиями служили камешки и специальная доска с отмеченными на ней разрядами чисел: единицами, десятками, сотнями.

Письмом сначала занимались на досточке из дерева, покрытой воском, а позже — на папирусе. Предшественником современной ручки был стиль – специальная металлическая или костяная палочка, заточенная с одного конца.

Особенное внимание уделялось музыке, являвшейся неотъемлемой составляющей жизни греков. Каждый мальчик учился петь и играть на флейте или кифаре.

Также ученики усердно занимались гимнастикой, придающей телу стройность, гибкость – Греции нужна была здоровая нация.

В отличие от современных школ (в которых происхождение слова «школа» интересует маленький процент учеников), в заведениях прошлого времени учителя могли наказывать детей за непослушание и плохую успеваемость. Для этого имелись палка и розги.

В школе занятия заканчивали к 16 годам. Дети состоятельных родителей еще в течение 2 последующих лет могли продолжить образование.

Вывод

Итак, мы разобрали основное отличие лицеев от других типов средних образовательных учреждений и выяснили, что такое профессиональный лицей.

Определяясь с выбором, родителям необходимо в первую очередь учитывать интересы и способности своего ребенка.

Обучение в гимназии может оказаться довольно сложным и эмоционально напряженным для ребенка со средними и не очень высокими способностями.

Если же к 7-му классу ученик определился с направлением будущей профессиональной деятельности и, к примеру, выбрал физико-математический профиль, то без раздумий подавайте документы в лицей. Высококлассные педагоги и оригинальная программа подготовки помогут ребенку глубже изучить профильные предметы и получить багаж практических знаний и навыков, необходимых для дальнейшего профессионального обучения и становления.

Плюсы гимназии и лицея

Преподаватели этих заведений должны иметь высшую категорию. При этом учительский состав должен быть укомплектован полностью. В отличие от школы, тут каждый учитель ведет только один предмет.

Поскольку на различных этапах отсеиваются различные ученики — уровень остальных достаточно высок. А это заставляет детей стремиться к большим успехам. В таких заведениях стараются исключать различные конфликтные ситуации и возможные потасовки. Поэтому за детьми следят больше, чем в школах, а о прогулах и ухудшающейся успеваемости немедленно сообщают родителям.

Разнообразие факультативов в данных учебных заведениях – немаловажный фактор. Также здесь проводится обучение минимум двум иностранным языкам, причем в более углубленной форме. В обычной школе чаще всего изучается один, реже — два, но не так досконально.

Минусы гимназии и лицея

Чтобы ответить на вопрос, чем отличается школа от гимназии и лицея, нужно сначала выделить положительные и отрицательные стороны данных заведений. Начнем с минусов. В некоторых из заведений (в гимназиях точно, в лицеях — выборочно) после определенных классов проводятся экзамены. При плохих результатах ребенку может грозить исключение из учебного заведения, а это определенный стресс.

Также из-за погони за хорошими показателями учителя и руководство пытаются отсеять учеников, которые не справляются с повышенными нагрузками. Способы для этого применяются самые различные и иногда негативно отражаются на самооценке подростка.

Спорным пунктом является материальное обеспечение заведения, которое на порядок выше, чем у обычной школы. Этот аспект в основном ложится на плечи родителей.