Дети 7-10 лет                 Подростки

Уроки 68-70. Буква и звук К

Урок 68. Звуки [к], [к'], буквы К, к

1. Повторение.

Проводится игра «Буква заблудилась». Детям предлагаются буквы а, о, у, и, с, ы. Учитель спрашивает, какая буква лишняя. «Лишняя буква с: все буквы гласные, а она согласная»,— отвечают дети. По «ленте букв» на с. 53 дети повторяют изученные гласные и согласные буквы, выясняют, почему буква и стоит отдельно (а, о, ы, у обозначают твердость предшествующих согласных, а буква и — мягкость согласного в слиянии).

2. Выделение звуков [к], [к'].

Звуки [к], [к'] выделяются из слов мак и маки (с. 51), подобно тому как и на предыдущих уроках, с опорой на предметные рисунки и слого-звуковые схемы, начерченные па доске:

Устанавливается, что звуки [к] и [к'] согласные, первый — твердый, второй — мягкий.

3. Упражнение в слышании звуков [к], |к’].

По подобранным учителем словам проводится упражнение: учитель называет слова (клевер, одуванчик, василек, ромашка, колокольчик, астра, подорожник), ученики поднимают руку, если услышат звуки [к] или [к'].

4. Знакомство с буквами К, к.

Ученики знакомятся с буквой к (для звуков [к] и [к']), находят ее в общеклассной кассе букв и слогов, объясняют, почему на с. 54 (вверху) буквы К, к размещены в голубом прямоугольнике (потому что они обозначают согласные звуки), запоминают ее название — «ка».

Буква к складывается из счетных палочек.

5. Чтение слогов-слияний.

На с. 55 прочитываются слоги-слияния, обращается внимание на то, что слога ы не бывает. Прочитанные слоги договариваются до целых слов, например: (шап)ка, ки(но), ко(ни) и т. д. Если дети затрудняются прочитать слоги сразу, то чтение проводится на наборном полотне.

6. Составление и чтение слов.

По следам слого-звукового анализа составляется слово косы индивидуально и на классном наборном полотне. Составленное слово

прочитывается. Осмысливается значение слова, например: косы у девочки. Учитель предлагает подумать, когда еще говорят косы (косами косят траву).

Далее упражнение проводится в виде игры «День — ночь»: дети закрывают глаза, учитель в слове косы заменяет последнюю букву буквой а; дети открывают глаза и пытаются установить, что изменилось. Слово прочитывается и объясняется значение: «Было много, стала одна».

Так же слова преобразуются еще несколько раз: коси — носи.

7. Упражнение в чтении слов.

Па доске учитель записывает слова с дополнительными пометами:

Особое внимание обращается на чтение слогов са¦н и си¦н. «начала прочитывается по двум буквам слияние, затем внимание детей привлекается к тому, что слог еще не кончился, но, чтобы прочитать его до конца, надо опознать согласную букву после слияния и произнести твердый согласный звук [н].

8. Упражнение в чтении текста.

На с. 55 по отдельным предложениям прочитывается текст. Проводится работа над смыслом и интонацией восклицательного предложении.

С опорой на предметные картинки выясняется, что в русском я 1ыке слово коса употребляется в разных значениях: 1) коса как сельскохозяйственное орудие для кошения травы, 2) коса как несколько прядей-волос на голове, сплетенных вместе. При повторном чтении предложений (на с. 55) ученики объясняют, о какой косе прочитали.

9. Составление рассказа.

Рассказ составляется по вопросам: для чего косят траву? Как называется сухая трапа? Чем косят грану? Чем еще косят? Где косят машиной, а где вручную? Дети составляют рассказ о сенокосе.

10. Обобщение.

Дети говорят, какую новую букву узнали (букву к) для согласных звуков [к] и [к'], научились читать слоги и слова с этой буквой. По заданию учителя выборочно по с. 55 (вверху) читают слоги-слияния с а, у, о, и.

Урок 70. Звуки [к], [к'], буквы К, к (закрепление)

1. Повторение.

По таблице, начерченной па доске с пустыми слоговыми ячейками, проводится чтение: учитель проводит указкой от согласной буквы к гласной, а от нее к слоговой клетке; ученики: а) произносят получившийся слог (на, ку, то и т. д.), б) поднимают соответствующую слоговую карточку.

2. Упражнение в чтении слов.

Дети читают слова, заранее напечатанные учителем на доске печатными буквами с дополнительными пометками, как это показано в «Азбуке» на с. 56. Слова могут быть расположены в другом порядке и взяты в большем или меньшем количестве по усмотрению учителя. Некоторые из этих слов составляются из букв разрезной азбуки. Особое внимание обращается на способ чтения слова, состоящего из трехбуквенного слога (например, сок: сначала по двум буквам прочитывается слияние, затем опознается согласная буква, которой заканчивается слово или слог, а это значит, что надо произнести твердый согласный звук, в данном случае звук [к]).

3. Чтение слов в «Азбуке».

Ученики читают слова, данные со вспомогательными пометами (с. 56, вверху). Значение слов объясняется с помощью иллюстрации на той же странице справа.

4. Чтение текста.

Рассказ читается по отдельным предложениям, а затем перечитывается целиком. Дополнительно дети отвечают на вопросы: какие соки они знают? Из каких овощей, фруктов и ягод их делают? Чем полезны соки?

5. Рассказ по картинке с опорой на прочитанный текст.

Например, две девочки подошли к киоску. Старшая девочка, Анна,

купила сок. Она подает стакан с соком своей младшей сестренке. Анна говорит ей: «На, Нина, сок». Нина с удовольствием пьет сок.

6. Обобщение.

Подводятся итоги урока.

Смотрите также:

Опубликовано 27 Апр 2011 в 1:48 пп. Рубрика: Чтение в первом классе.

Ваш отзыв

*

*