Дети 7-10 лет                 Подростки

Уроки 46,59. Буквы и звуки У и С

Урок 46. Звук [у], буквы У, у

1. Повторение.

По требованию учителя учащиеся показывают буквы а, о, и, ы. Затем работа проводится по-иному, сам учитель показывает карточки с буквами о, а, ы, и, просит «прочитать» эти буквы (прочитать гласные буквы — это значит опознать и назвать их). Делается обобщение о гласных звуках и буквах.

2. Выделение звука [у].

Учащиеся рассматривают картинку с изображением утки (с. 42), произносят и анализируют слово утка, соотнося произносимое слово

со схемой, начерченной учителем на доске. В слове утка в первом слоге гласный предшествует согласному; это не слияние. На схеме первый слог обозначен двумя квадратами. Во втором слоге — слияние согласного с гласным. Это и показано на схеме. Произносится начальный звук слова— [у] и устанавливаются его признаки как гласного. Особенности произнесения гласного звука [у]: губы вытягиваются вперед и округляются больше, чем при произнесении звука [о].

3. Упражнение в слышании звука [у].

Учитель называет слова, а ученики, услышав звук [у], поднимают сигнальную карточку с красным квадратом. Слова для слухового анализа: кукушка, петух, курица, паук, улитка, щука, сом, жук, синица и т. п.

4. Знакомство с буквами У, у.

В правом углу (с. 42) в рамке учащиеся находят буквы для звука [у]. Учитель показывает место буквы у в общеклассной кассе букв и слогов, учащиеся — в индивидуальных кассах. Буквы У, у выставляющей на наборное полотно. Из счетных палочек дети конструируют букву у. Объясняется, почему прямоугольник с буквами У, у (с. 42) красного цвета.

5. Рассказ по картинке.

Проводится беседа по сюжетной картинке (с. 42—43). Выслушивается несколько рассказов. Работе по картинке целесообразно придать воспитательную направленность. Учитель спрашивает: какой можно назвать девочку? (Заботливой.)

6. Работа над предложением.

Одно из предложений рассказа (например: Девочка кормит уток) соотносится со схемой, начерченной на доске:

7. Упражнение в чтении.

Учитель объявляет цель упражнения: «Будем учиться читать слова с гласными буквами У, у».

По схеме и букве у (с. 43 внизу) учитель помогает детям прочитать имя девочки (Уля).

Ученики называют буквы, напечатанные под картинками на с. 44 вверху, т. е. читают их, и объясняют, почему буквы у даны под этими картинками (начальный звук в словах утки и утята — [у]).

8. Обобщение.

Ученики выполняют задание: назвать четыре слова,, в которых начальный звук гласный [а], [о], [и] или [у]; все изученные гласные буквы выставить на наборном полотне.

Урок 59. Звуки [с], [с'], буквы С, с

1. Повторение.

По «ленте букв» (с. 49) повторяются изученные буквы. Обращается внимание на то, что начала заполняться вторая часть ленты букв (помещена буква для согласных звуков [н], [н']). По слоговой таблице читаются слоги: сначала прочитываются только гласные буквы, затем согласная н указкой «приставляется» к гласной и прочитываются слоги: на, но и т. д.

2. Выделение звуков [с], [с'].

Согласные звуки [с] и [с'] выделяются из слов лес и лось с опорой на схемы: ; image082 начерченные на доске. Поскольку эти звуки часть детей смешивает со звуком [ш], более тщательно отрабатывается их артикуляция. (Сведения для учителя: при произнесении звука [с] губы прикрыты, язык приподнят, кончик языка сближен с верхними зубами, воздух выходит через узкую щель и создает шум, подобный свисту. Артикуляция звука [с'] та же, но язык приподнимается к твердому нёбу.)

Объясняется, почему последняя клеточка схемы слова лес синего цвета (так обозначается твердый согласный звук), а в схеме слова лось —зеленого цвета (так обозначается мягкий согласный звук).

3. Упражнение в слышании звуков [с] и [с'] по предметным картинкам.

Учитель показывает картинку, а дети поднимают руку, если в слоге есть изучаемые звуки (лиса, лось, лист, шишка, синица, аист и др.).

4. Знакомство с буквами С, с.

Учитель показывает букву, которой обозначаются и твердый и мягкий согласные звуки [с] и [с'] . Эта буква называется «эс». Дети находят букву с в кассе букв и слогов, обращают внимание, что эта буква по начертанию похожа на гласную букву о.

В правом верхнем углу (с. 50) дети рассматривают голубой прямоугольник с буквами с, С и дают объяснение: «Одни и те же буквы «служат для обозначения согласных звуков — твердого, [с] и мягкого [с'] ».

5. Чтение слогов-слияний.

Прочитываются слоги с буквой с и всеми изученными гласными. При чтении слогов-слияний, чтобы узнать, какой именно надо произнести первый согласный звук, надо смотреть на стоящую за согласной буквой гласную букву. Особое внимание обращается на слог си: буква и обозначает не только гласный звук, но и мягкость предшествующего согласного.

Проводится упражнение, в договаривании читаемых слогов до слов: си(ница), со(вы), (ли)са, (о)сы, су(чок).

6. Составление и чтение слов.

Из букв разрезной азбуки и слоговых карточек составляются слова: осы, оса (первое слово преобразуется во второе заменой одной буквы или всего второго слога). Слова прочитываются.

7. Упражнение в чтении слов.

Дети читают слова, предварительно напечатанные учителем на доске с дополнительными пометами по образцу слов в столбиках на с. 50 (о|си|ны, о|си|на,со¦с|ны, со¦с|на). Особое внимание обращается на чтение слога сое: прочитан слияние со, дети «причитывают» к нему согласную с.

8. Рассказ по картинке.

Составляется рассказ по сюжетной картинке на с. 50- -51.

9. Упражнение в чтении текста.

Дети прочитывают рассказ (с. 51) и соотносят его по содержанию с рассмотренной картинкой. Внимание детей фиксируется на восклицательном знаке и соответствующей интонации.

10. Обобщение.

Узнали новую букву, которая обошичает твердый согласный звук [с] и мягкий согласным звук |с’|, учились читать слоги и слова с этой буквой.

Смотрите также:

Опубликовано 27 Апр 2011 в 2:19 пп. Рубрика: Чтение в первом классе.

Ваш отзыв

*

*