Дети 7-10 лет                 Подростки

Уроки 144-147. Звуки и буквы Д и Я

Урок 144. Повторение и закрепление пройденного материала

1. По слоговой таблице, начерченной на доске, дети читают и сопоставляют слоги СГ с буквами д и т (звонкие и глухие согласные).

2. Учитель предлагает догадаться, какую задачу задал Буратино Незнайке (с. 96.) Отгадки ребусов с помощью учителя набираются из букв и слогов разрезной азбуки: трава, дрова.

3. Проводится работа над скороговоркой «Кто быстрее?» (с. 96).

При чтении и быстром произнесении скороговорки дается разъяснение, почему трудно выговорить некоторые слова: рядом оказываются сходные звуки, но идут они в разном порядке ( [д] — [т], [т] — [д] ).

4. Соотносятся картинки и слова (с. 97, внизу).

5. Внеклассное чтение.

Урок 145. Звуки [д], [д'], буквы Д, д (повторение, обобщение)

1. По заданию учителя ученики выставляют на классном наборном полотне попарно слоги СГ с буквами дат, сопоставляют по глухости-звонкости звуки [т] — [д], [т'] — [д']. Учащиеся (выборочно) договаривают слоги до целых слов: ту — туман, ду — дудочка, де — дети, те — тени и т. п. Из букв разрезной азбуки набираются слова Тима и Дима.

2. Дети прочитывают и анализируют напечатанные на доске или заранее составленные на наборном полотне слова завод, труд, ударник, работает, орден и др. (по усмотрению учителя). Затем учащиеся читают слова в столбиках (с. 97).

3. Читают рассказ на с. 97.

Детям предлагается самим задать вопросы к прочитанному тексту. При затруднении на помощь приходит учитель: где работает папа Тимы? Чем он там занимается? Где работает мама Димы? Почему у мамы орден?

4. Рассматриваются изображения орденов и медалей, которыми в нашей стране награждают за трудовые подвиги. Организуется беседа, в ходе которой выясняется, что известно детям об ударном труде рабочих, крестьян, служащих, ученых и др. Дети рассказывают о своих родителях, имеющих награды и благодарности за труд.

5. Проводится повторное чтение и разбор рассказа.

Чтение рассказа завершается чтением пословицы. Учитель говорит: «Это — пословица, ее надо употреблять к месту, чтобы речь была яркой, красочной. Эта пословица о труде». После чтения пословицы учитель спрашивает: когда так можно сказать? Как вы понимаете эту пословицу?

6. Обобщение по «ленте букв» на с. 97.

Урок 147. Буквы Я, я

1. По «ленте букв» на с. 97 дети вспоминают изученные гласные буквы, говорят, какие гласные буквы служат для обозначения мягкости согласных в слиянии (и, е).

2. Учитель сообщает, что на уроке дети узнают еще одну особую букву.

По предметной картинке на с. 98 ученики проводят слоговой анализ слова яблоки:

— Произнесите слово по слогам. Сколько слогов в слове яблоки? Какой первый? Какой второй? Какой третий? Посмотрите на схему этого слова. Произнесите только первый слог.

3. Предлагается протяжно произнести начало слова.

Учитель спрашивает у детей, какое слияние согласного звука с гласным они слышат (слышится слияние [йа] ). Учитель говорит, что два звука, образовавших слияние [йа], принято обозначать не двумя буквами, а одной.

Учитель показывает буквы Я, я.

— Это буква я,— говорит учитель.—Называйте букву.

4. Учитель выставляет на наборном полотне букву я и предлагает прочитать ее.

— Какое маленькое слово мы прочитали? Когда так говорят? Затем из букв разрезной азбуки составляются и прочитываются слова Зоя и Рая.

5. Прочитывают столбики слов: сначала с буквой я в начале слова, затем в конце слова.

Проводят наблюдение за тем, что в словах третьего столбика буква я находится после гласных.

6. Рассказ на с. 99 читают по отдельным предложениям, разбирают, а затем перечитывают.

7. Подведение итогов.

Смотрите также:

Опубликовано 20 Апр 2011 в 7:24 пп. Рубрика: Чтение в первом классе.

Ваш отзыв

*

*