Дети 7-10 лет                 Подростки

Уроки 160-174. Звуки и буквы Г, Ч, мягкий знак

Урок 160. Звуки [г], [г'], буквы Г, г (повторение, обобщение)

1. Из букв разрезной азбуки учащиеся составляют слова Галя, Коля.

Учитель спрашивает, кто догадался, какой согласный звук является парным по глухости-звонкости для звука [г].

2. По слоговой таблице (с. 104) проводится сопоставление звуков [г] и [к], [г'] и [к'].
Обращается внимание на отсутствие слогов-слияний с гласными буквами ы и я.

3. Чтение загадок на с. 105 проводится так: сначала дети читают ч отгадывают только две загадки;

выслушав отгадки двух загадок, учитель предлагает самим детям загадать известные им загадки о явлениях природы (о дожде, о снеге и т. п.); затем дети читают третью загадку и отыскивают отгадку среди четырех картинок, помещенных на с. 105.

4. Подведение итогов.

Урок 165. Звук [ч'], буквы Ч, ч (закрепление)

1. Проводится игра «Путаница» (надо в два столбика распределить согласные буквы по признаку глухости-звонкости обозначаемых ими звуков).

2. На индивидуальных наборных полотнах ученики составляют слово лиса, затем преобразуют его в слово лисичка и объясняют, как меняется значение слова. Коллективно работа с разрезной азбукой проводится в форме игры «День — ночь»; преобразуются слова речка — река — рука — ручка — тучка — туча.

3. Дети читают стихотворение (с. 108) и связывают его с содержанием приведенного к нему рисунка.

С каждым словом лисички составляют предложения.

4. Ученики читают про себя слова и предложения, помещенные на с. 108, внизу; говорят, какая картинка соответствует каждому предложению; объясняют значение двух слов ручка.

5. Подведение итогов.

Урок 167. Звук [ч'], буквы Ч, ч (повторение, обобщение)

1. Ученики читают и разбирают дополнительный текст, заранее напечатанный на доске, например: Почему утром ученики торопятся в класс? Потому что сегодня будут интересные уроки.

2. Проводится игра «Полубуковка».

Из слов разрезной азбуки ученики составляют слова учу, учит (с каждым из них устно составляют предложения), с помощью учителя преобразуют их в слова ученик и учебник.

3. Дети читают рассказ «Мы учимся», сами придумывают вопросы по содержанию читаемого текста, например: чем занимаются на уроке математики? Что делают на уроке чтения? Ученикам предлагается рассказать, чем они были заняты на уроке математики, какие еще уроки будут сегодня, чем сейчас занимаются на уроке. Дети находят и прочитывают в тексте слова с буквой ч, анализируют их.

4. Дети читают и разбирают рассказ «Приятели-лодыри».

Выясняется, как они понимают его содержание, ироническую интонацию и шутливый характер. Повторно проводят чтение рассказа в лицах.

5. Учащиеся рассматривают картинки на с. 109, соотносят их по содержанию с прочитанным рассказом.

6. По «ленте букв» на с. 109 ученики повторяют изученные буквы.

Объясняется, что буква ч помещена в отдельной клеточке (потому что буква ч обозначает звук, не имеющий пары по звонкости; он всегда глухой).

Урок 174. Буква «ь» для обозначения мягкости согласных в середине и на конце слова (повторение, обобщение)

1. Дети перечитывают (с. 112) текст и озаглавливают его.

2. Учащиеся придумывают рассказ о зимних забавах детей (лепка снеговиков; игра в хоккей; игра в снежки и т. п.).

3. Составляется рассказ по трем картинкам (с. 113, внизу).

4. Составляют слова «Ольга, письмо» из разрезной азбуки.

Объясняется употребление буквы ь в середине слов:

5. Ученики прочитывают рассказ (с. 113, посредине), соотносят каждое предложение с рассмотренными картинками.

6. Обобщение.

Учащиеся получают задание: рассмотреть все буквы в «ленте букв» (с. 113) и объяснить, почему буква ь дана отдельно от остальных букв.

Смотрите также:

Опубликовано 27 Мар 2011 в 2:14 пп. Рубрика: Чтение в первом классе.

Ваш отзыв

*

*