Дети 7-10 лет                 Подростки

Уроки 149-158. Буквы и звуки Я и Г

Урок 149. Буква я — показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии

1. Учитель сообщает, что на уроке дети узнают новое о букве я.

С использованием схемы слов  анализируют, слово

знамя. Предлагается отчетливо произнести второй слог и сказать, сколько звуков в нем слышится. Выясняется, что мя — это слог-слияние мягкого согласного звука [м'] и гласного звука [а]. Учитель говорит, что звук [а] и мягкость предшествующего согласного принято обозначать буквой я.

2. Прочитывают слоги-слияния. Согласные звуки произносят мягко в слогах с буквой я.

3. Прочитываются выписанные на доске слова:

к¦ра¦с|но|е з¦на|мя О¦к|тя¦б|ря

на к¦ра¦с|но¦м з¦на|ме|ни

4. Дети читают текст, осмысливают его содержание.

Затем учитель проводит повторное чтение рассказа о красном знамени.

5. Учитель в доступной форме рассказывает детям о коммунистах и комсомольцах как лучших, передовых людях нашей страны.

Сами учащиеся рассказывают о пионерах и октябрятах.

6. Рассматривается картинка внизу с. 100.

7. Прочитываются слова ребята, октябрята, а затем предложение под рисунком.

8. Подведение итогов.

Урок 151. Буква я — показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии (закрепление)

1. Парами прочитывают слоги-слияния по таблице.

Некоторые из них договаривают до целых слов. Более простые по слого-звуковому составу слова составляют из букв и слогов разрезной азбуки (например: дядя, Вася, Катя и др.).

ма

на

мя

ня

2. Упражнение-игру «Соотнесите картинки и слова» дети проводят па классной доске и наборном полотне.

3. Учитель проводит беседу о дятле и других птицах — друзьях леса и сада, о бережном отношении к ним.

Хорошо, если удастся показать детям картинки с изображением этих птиц.

4. Учащиеся самостоятельно читают рассказ, озаглавливают его (с. 101, вверху).

Затем рассказ прочитывается вслух.

5. Подведение итогов урока.

Урок 153. Повторение и закрепление пройденного материала

1. Дети рассказывают все, что узнали о букве я: как читать слова с буквой я в начале слова, после гласных и после согласных.

2. Повторно прочитываются слова с вспомогательными пометами на с. 98, внизу.

3. Выполняется упражнение «Соотнеси картинки и слова» (с. 100, вверху).

4. Ученики читают по слоговой таблице, сопоставляя слоги СГ с буквами а и я:

ма

на

мя

ня

и т. д.

5. Игра «Волшебные клеточки».

Заменяя каждый раз только одну букву, слово Тоня надо превратить в слово Валя, заполнив именами детей две полоски с клетками (решение: Таня, Ваня).

Урок 154. Буквы Я, я (повторение, обобщение)

1.Работа с разрезной азбукой:

учитель предлагает самостоятельно составить несколько имен детей, которые включали бы в себя предъявленные на наборном полотне слоги (тя — Катя, ся — Вася, ня — Ваня, ля — Толя и др.).

2.Дети читают предложение па с. 100, внизу, и соотносят его с картинкой.

3.По аналогии составляется рассказ о том, как ученики занимаются художественной самодеятельностью

(поют в хоре, танцуют, выступают на сцене с инсценировками, участвуют в представлениях кукольного театра и т. д.).

4. Работа над многозначностью слова земля.

Перед чтением предложений (с. 101, внизу) прочитываются напечатанные на доске слона с|пу|т|ни]к, тj pai к|то|рй!с|т, о ;б |ра |ба |ты |ва ;е |т. Каждое прочитанное предложение соотносится с картинками. Обращается внимание на то, что слово Земля пишется с большой буквы, когда является названием планеты.

5. По «ленте букв» (с. 105) ученики повторяют гласные (отдельно гласные, обозначающие твердость согласных, отдельно — обозна- чающие мягкость согласных) и согласные (особо выделяют парные по глухости-звонкости: п — б, т — д, с — з).

6. Подведение итогов.

Урок 158. Звуки [г], [г'], буквы Г, г (закрепление)

1. Из букв разрезной азбуки составляются слова горка, санки, дети.

2. Ученики читают слова с дополнительными пометами, записанные учителем на доске: с¦не|г, с¦не|ги|рй, с¦не|го|вй¦к.

3. Дети упражняются в словесном рисовании по опорным словам (с. 104, в рамке).

4. Учитель предлагает отгадать ребус.

Слово-отгадку ученики составляют на наборном полотне (радуга).

5. Дети учатся читать скороговорку (с. 104).

6. Подведение итогов.

Смотрите также:

Опубликовано 18 Апр 2011 в 7:23 пп. Рубрика: Чтение в первом классе.

Ваш отзыв

*

*