Дети 7-10 лет                 Подростки

Уроки 91-95. Звуки и буквы Р

Урок 91. Звуки [р], [р'], буквы Р, р

1. Повторение.

Проводится игра «Путаница»: буквы вперемежку стоят на классном наборном полотне; надо отделить гласные от согласных.

2. Выделение звуков [р], [р'].

Согласные звуки [р] и [р'] выделяются за пределами слияний в словах шар и дверь (Учителю дается право заменять слипа, предназначенные для звуко-букьенного анализа, с учетом подготовки класса.) (аналитическая работа проводится с опорой на картинки и схемы). Делается вывод о том, что звуки [р] и [р'] согласные, обращается внимание на особенности артикуляции этих звуков (дрожание языка).

3. Проводится упражнение в слышании звуков [р] и [р'] в словах роза, рама, парта, лейка, аквариум, тряпка, дверь, веник.

4. Знакомство с буквами Р, р.

Звуки [р] и [р'] обозначаются буквами Р, р. У буквы название — «эр». Дети находят буквы Р и р в кассах букв и слогов и в голубом прямоугольнике.

5. По слоговой таблице дети читают слоги-слияния, осмысливая их структуру.

Слоги договариваются до целых слов: ра(ма), ро(за), ры(бы) и т. д.

6. Повторно слоги-слияния прочитываются в «Азбуке» (с. 67).

7. Упражнение в составлении, преобразовании и чтении слов.

Из букв и слогов разрезной азбуки набираются слова, а затем они с помощью замены одной буквы преобразуются: рука—руки, рана—раны. Дети читают составленные слова сначала по слогам, затем целиком с ударением.

8. Упражнение в чтении слов.

Слова в столбиках (с. 66) предлагается прочитать преимущественно детям, у которых замедленно формируются навыки чтения. Сначала слова прочитываются по единицам чтения, затем целиком с ударением.

9. Упражнение в чтении текста.

Рассказ «Кактус» ученики читают по отдельным предложениям, отвечают на вопросы: как зовут девочку? Что у нее растет? Что сделала Ира? Что с ней случилось? Затем ученики рассказывают, как они сами ухаживают за комнатными растениями. Впервые дети соотносят текст с заголовком. Можно предложить придумать другой заголовок, например «Ира».

10. Соотнесение текста с картинкой.

Дети рассматривают картинку (с. 66 — 67) и устанавливают, что она дополняет прочитанный текст: но ней можно узнать, как дети ухаживают за своими комнатными растениями (они поливают их), что еще может быть в живом уголке (клетка с птицами), какие обязанности выполняет санитар (оказывает медицинскую помощь) и т. д.

11. Обобщение.

Урок 93. Звуки [р], [р'], буквы Р, р (закрепление).

1. Повторение.

Рассказ на с. 67 прочитывается цепочкой и пересказывается.

2. Словесное рисование но опорным словам.

(разрыв страницы)Дети читают слова в большой рамке (с. 68) и помогают Карандашу «нарисовать» картину (например: Мальчик около умывальника. Он открыл кран, моет руки и лицо).

3. Отгадывание ребуса.

Дети отгадывают ребус — слово раки преобразуется в слово руки (буква а заменяется буквой у). Оба слова из букв или слоговых карточек составляются на наборном полотне.

4. Упражнение в составлении предложений.

Сначала прочитываются слова в левом и правом столбиках (с. 68), и из них конструируются два предложения.

5. Работа над словами-омонимами.

Дети составляют два предложения, со словами кран, например, Из крана льется вода; На стройке работает подъемный кран.

6. Соотнесение слов со схемой.

На доске начерчена схема слова На наборном полотне выставлены карточки со словами: слон, крот, куст, стол, стул, кран. Надо прочитать вслух только те слова, которые соответствуют схеме.

7. Обобщение.

Урок 95. Звуки [р], [р'], буквы Р, р (повторение и обобщение).

1. Повторение.

На наборном полотне выставлены все изученные буквы вперемежку. Дети выполняют задание: ставят отдельно заглавные буквы, вспоминают, когда они употребляются. Из букв разрезной азбуки на индивидуальных наборных полотнах составляются имена: Ира, Рита, Лариса.

2. Упражнение в чтении слов.

На наборном полотне дети прочитывают напечатанные на карточках слова астры, ирисы, лилии, соотносят их с предметными картинками, располагают их попарно.

3. Беседа.

Учитель с помощью вопросов выявляет знания детей о декоративных садовых растениях: какие домашние растения вы знаете? Какие цветы растут в саду? Зачем их разводят? Чем они радуют людей?

4. Упражнение в составлении и чтении слов.

В качестве подготовки к чтению текста проводится слого-звуковой анализ слов картинки, краски, красила, раскрасила, напечатанных с дополнительными пометами Да доске. Из букв разрезной азбуки и слоговых карточек составляется слово краски. Дети упражняются в чтении составленного слова по слогам и целиком.

5. Рассказ по картинке.

Рассматривается картинка (с. 69). Учащиеся составляют рассказ о девочке, перечисляют картинки, раскрашенные ею. Дополнительно

рассказывают, как они сами раскрашивают картинки в книжках-раскрасках.

6. Упражнение в чтении текста.

Проводится работа над текстом (с. 69): учащиеся читают рассказ по отдельным предложениям, отвечают на вопросы по содержанию (Как зовут девочку? Что у Лары? Что она сделала?). Подбирается заголовок к прочитанному рассказу («Лара», «Маленькая художница», «Будущая художница»).

7. Обобщение.

По «ленте букв» (с. 69) повторяются гласные и согласные буквы. Детям предлагается объяснить, почему согласные расположены н два ряда. Умение различать глухие и звонкие согласные учитель закрепляет таким упражнением: «Закройте ладошками.уши и произнесите звуки — сначала звонкие, потом глухие. Когда произносим звонкие, то слышим, как в ушах гудит. Эти согласные звуки произносятся не только с шумом, но и с голосом».

Смотрите также:

Опубликовано 27 Апр 2011 в 1:27 пп. Рубрика: Чтение в первом классе.

Ваш отзыв

*

*