Дети 7-10 лет                 Подростки

Урок 7. Главные члены предложения

Ц е л ь: ознакомление с особенностями (существенными признаками) главных членов предложения; развитие умения находить в предложении главные члены; составлять схемы предложений.

I.  Проверка домашнего задания.

II. Запись под диктовку слов с непроверяемыми гласными. (Перед диктантом можно провести подготовку по карточкам.)

III. Запись с комментированием предложения Жители многих стран мира учат русский язык и его разбор.

—  Почему жители разных стран мира изучают русский язык? (Чтобы больше знать о жизни в нашей стране, дружить с советскими людьми.)

Разбор предложения проводится так же, как в упражнении 117.

IV.  Сообщение цели урока.

—  Сегодня вы узнаете, какие слова в предложении являются его главными членами и почему.

V.  Разбор предложений (упр. 121).

Учитель предлагает прочитать слова, которые даны в тексте упражнения: водит машину, лечит больных, играет на сцене.

—   Почему эти слова нельзя назвать предложением? (Не выражают законченной мысли, так как неясно, о ком идет речь.)

—   Выполните самостоятельно упражнение 121.

—   Проверка упражнения.

VI.  Работа с правилом.

—   Прочитайте правило и подготовьтесь сказать, какие слова в предложении называются главными членами. Почему их так назвали? (Если нет в предложении главных членов, то смысл непонятен; нет предложения.)

—   Могут ли быть предложения только из главных членов? Составьте такие предложения. (Трактор пашет.)

VII.  Составление схем предложений.

—   Запишите предложения: Птицы летают. Рыбы плавают. Найдите главные члены. Рассуждайте и подчеркивайте.

—   Каждое предложение можно представить (показать) с помощью схемы. Схема первого предложения: Кто? что делают? Схема второго предложения: Что делают? кто? Одной чертой мы отметили слово, которое обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, двумя чертами — слово, которое обозначает, что говорится. На схеме мы отражаем (показываем) порядок слов в предложении.

На схеме можно указать вопросы, на которые отвечают слова, или только условные линии. Учитель вывешивает заранее подготовленные  схемы без вопросов и схемы с вопросами:

Кто? Что делает?   Что?   Что делают?

VIII.   Упражнение 120. (По усмотрению учителя можно про- вести разбор предложений этого упражнения.)

IX.  Итог урока.

—  Чему учились на уроке? Какие задания были самыми интересными?

X.  Домашнее задание: упражнение 123.

Совет: Для того чтобы успешнее проводить уроки русского языка. пройдите тренинг общения. На тренингах общения Вы приобретете такие полезные навыки как уверенность в себе, харизму, умение вести беседы на различные темы, и сможете легко проводить уроки чтения и русского языка.

Опубликовано 23 Авг 2013 в 9:31 дп

Смотрите также: