Дети 7-10 лет                 Подростки

Урок 3. Упражнение в классификации слов и постановке вопросов к словам

Цель: формирование умений классифицировать слова и ставить к ним вопросы; уточнение представления о словах, обозначающих предметы.

I.  Проверка домашнего задания.

II.  Наблюдение над лексическим значением слов и их классификация.

—  Как назвать одним словом?

  1. Лиственное дерево с белой корой и мелкими кругловатыми листочками. (Показать лист берёзы.)
  2. Хвойное дерево с длинными иглами и круглыми шишками. (Показать веточку сосны.)
  3. Могучее лиственное дерево с крепкой корой и плодами-желудями. (Показать веточку дуба.)

—  Сравните слова берёза, сосна, дуб. Чем они сходны? (Все слова являются названиями деревьев, все отвечают на вопрос что?.)

Запись в тетрадях (с проговариванием): Деревья (что?): берёза, сосна, дуб. Проверка.

Аналогичную работу можно провести со словами, обозначающими, например, цветы, грибы. При этом целесообразно показать рисунки или сам предмет, чтобы сопоставить предмет и слово как его название. Учащиеся устно составляют предложения о некоторых предметах.

  1. Упражнение 286.
  2. Классификация слов.

Учащиеся записывают слова сорока, тигр, воробей, медведь, чайка, рысь (под диктовку) в две группы: Птицы (кто?): … . Звери (к т о?): ….

Найти слова, отвечающие на вопрос что? (устная работа).

Улыбнулось из-за тучи солнышко. Затих, перестал дождь. Быстро прокатилась гроза. Глуше и глуше гром.                                             (И. С о к о л о в – M и к и т о в)

Учитель обращает внимание учащихся на то, что слова дождь, гроза, гром обозначают явления природы. Проверка и запись слов дождь, гроза.

3.  Отгадывание загадок. (Отгадки объединить в одну группу и записать с вопросом.)

1) Не зверь, не птица, а нос, как спица, летит — кричит, сядет — молчит. Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (Комар.)

2) Чёрен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт: летит — воет, упадёт — землю роет. (Жук.)

3)  Тонко кружево плету: Не заметишь на лету. Кто в мою попался сеть, В ней останется висеть. (Паук.)

(Б. Тимофеев)

Запись: Насекомые (кто?): комар …, ….

V.  Обобщение.

—  На какие вопросы отвечают слова, которые мы написали? Что они обозначают? (Деревья, зверей, птиц, насекомых, явления природы; иначе можно сказать, обозначают предметы. В русском языке все слова, отвечающие на вопросы кто?, что?, обозначают предметы.)

VI.  Выборочное списывание (упр. 287) или восстановление деформированных предложений (упр. 288).

VII. Итог урока.

—  Что нового узнали о словах? Чему учились на уроке?

VIII.  Домашнее задание: упражнение 289.

Опубликовано 06 Ноя 2011 в 10:42 дп

Смотрите также: