Дети 7-10 лет                 Подростки

Урок 2. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных словах

Цель: ознакомление с соответствием звука и буквы в ударном слоге и их возможным несоответствием в безударном слоге; выяснение необходимости проверки слов и особенностей проверочного слова.

I. Упражнение в делении слов на слоги и нахождении ударного слога.

1. — Отгадайте, что это такое.

1) Я сильней десяти коней.

Где в полях пройду весной,—летом встанет хлеб стеной. (Трактор). В процессе работы с загадками целесообразно использовать рисунки.

(Б. Тимофеев)

—  Сколько слогов в слове-отгадке? Какой по счету слог ударный?

2)    Для уборки урожая на поля я выезжаю

и за несколько машин

там работаю один. (Комбайн.)

(Б. Тимофеев)

3)     В огороде вырастаю, а когда я созреваю, варят из меня томат, в щи кладут и так едят. (Помидор.)

(Р. Б а т о в, В. Ч а н т у р и я)

4)     Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

ели да хвалили? (Картофель.)

(А. П а с с о в а)

2. Выборочный диктант.

—  Напишите только те слова, в которых первый слог ударный. Обозначьте ударение.

Река, речка, травка, трава, снежок, снежный, малыш, маленький.

—  Допишите еще одно слово, в котором первый слог ударный.

—  Как называется гласный звук в ударном слоге и как — в безударном?

II.   Сообщение темы урока.

—   Сегодня мы будем учиться правильно обозначать буквами безударные гласные звуки. Почему это важно уметь?

—   Я вам прочитаю записку, которая поможет найти ответ на этот вопрос.

Первоклассник Алёша оставил маме записку: «Мама! Кот слезал с молока сметану. Я посадил его в чулан. Он там поседел немного и убежал».

—  О чем хотел сообщить Алеша маме? А что получилось? Почему? Для того чтобы правильно понимали нашу письменную речь, нужно знать правила письма.

III. Наблюдение над обозначением гласного звука в ударном и безударном слогах.

1. На доске запись:

Сравните буквы в ударном и безударном слогах.

В ы в о д: В ударном и безударном слогах звуки обозначаются одной и той же буквой: мост — мосты, мяч — мячи и др.

Учитель закрывает запись на доске и диктует слова учащимся.

—  Обозначьте ударение в словах. Поставьте точку под гласной буквой в ударном и безударном слогах.

2. Упражнение 220.

IV.  Работа над правилом по учебнику на с. 66.

V.  Упражнения.

1. Упражнение 221.

—   Какие слова являются проверочными? (Слова с ударным гласным являются проверочными.)

—   Напишите проверочные слова и те, которые нужно проверять.

2. — Напишите слово стены. Обозначьте ударение. Какую гласную букву написали в ударном слоге? Поставьте под ней точку. Измените слово стены так, чтобы оно обозначало один предмет. Какую букву нужно написать в безударном слоге? По- 1 чему? (В слове стены в ударном слоге пишется буква е, значит, и в слове стена в безударном слоге нужно написать букву е.)

Учащиеся пишут слово стена, обозначают ударение, ставят точку под буквой в безударном слоге. Аналогичная работа проводится с другими словами из упражнения 222.

—  С какой целью вы выполняли это упражнение? (Чтобы научиться объяснять, какую букву нужно писать в безударном слоге.)

VI. Домашнее задание: упражнение 223, правило проверки безударных гласных.

Опубликовано 21 Янв 2013 в 3:03 дп

Смотрите также: