Дети 7-10 лет                 Подростки

Урок 1. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов

Цель: уточнение представлений об особенностях ударного слога и роли ударения в речи; развитие умения различать в слове ударный слог, разбирать предложения по членам.

I.  Проверка домашнего задания.

Выборочно проверяется, правильно ли списаны слова.

—   Как нужно списывать, чтобы не сделать ошибок?

—   Обозначьте ударение в словах.

—   На какой слог по счету в слове может падать ударение?

—  Да, в словах русского языка ударными могут быть разные слоги: первый, второй, третий, четвертый…

II.  Сообщение цели урока.

—  Сегодня на уроке мы продолжим работу над ударными и безударными слогами. Почему важно уметь быстро и правильно найти в слове ударный слог?

III.  Наблюдение над ролью ударения в речи. 1-й вариант.

  1. Учащиеся выполняют упражнение 215 и делают вывод о роли ударения в различении смысла слов.
  2. Читают правило и готовятся ответить на вопрос: какой слог называется ударным?

2-й вариант.

—       Очень важно правильно найти ударный слог в слове. Учитель вывешивает рисунки (кружки и кружки). Подписывает рисунки, но ударение не обозначает.

—   Прочитайте слова. Почему вы их прочитали по-разному? (Имеют разный смысл.)

—   Сравните, как пишутся слова и как они произносятся. Чем отличаются слова по произношению? Спишите слова и обозначьте ударение.

Вывод: «Ударение помогает нам различать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова».

IV.  Обобщение.

—  В слове всегда один слог ударный. Если все слоги в слове произнести с одинаковой силой, то и слова не получится. На доске (или на плакате) заранее написано четверостишие Н. Забилы:

Как велика моя земля! Как широки просторы — Озёра, реки и поля, Леса, и степь, и горы.

Класс читает четверостишие про себя, вызванный к доске ученик обозначает ударение в словах. После этого проводится выразительное чтение. (Учитель может обратить внимание учащихся на совпадение ударений в конце первой и третьей строчки, второй и четвертой.)

V.  Упражнения 216, 217, 218.

VI.  Подведение итога урока.

VII.  Домашнее задание: упражнение 219.

Опубликовано 19 Янв 2013 в 10:54 дп

Смотрите также: