Дети 7-10 лет                 Подростки

Урок 5 (167) Тема. Текст-рассуждение.

I. Проверка домашнего задания (взаимопроверка).

— Какие глаголы автор употребил в переносном смысле?
— С какой целью мы употребляем в предложении слова в переносном смысле? Приведите примеры.

II. Повторение о повествовательном и описательном текстах. Постановка цели урока.

— Сегодня продолжим работу над глаголами. Будете учиться употреблять глаголы в тексте. Какие тексты вы знаете? (Текст-повествование, в котором рассказывается о каком-либо случае, и он отвечает на вопрос что случилось?; текст-описание, который отвечает на вопрос какой?.)
— Определи, какой это текст.
Снег в лесу потемнел. Сначала на нём выступила облетевшая за зиму коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев. Их наломало бурей ещё в декабре. Зажелтели прошлогодние палые листья. Проступили проталины. На краю последних сугробов зацвели первые цветы мать-и-мачехи.
(По К. Паустовскому)
Учащиеся записывают текст под диктовку с выборочным комментированием, подчеркивают безударные гласные в корнях и в приставках.
— Проследите, как автор показывает, что снег постепенно темнеет. Какие глаголы он употребил, с какими приставками?
— Сегодня узнаете о том, что кроме текста-повествования и текста-описания есть еще и текст-рассуждение. Вы очень часто им пользуетесь, когда что-либо объясняете на уроке, доказываете. Прочитайте в учебнике о тексте-рассуждении.

III. Наблюдение над особенностями текста-рассуждения (№ 542).

IV. Упражнение в анализе текста-рассуждения. Составление текста-рассуждения (№ 543—544).

Учитель может показать, что в тексте-рассуждении обычно есть две части. В первой части сообщается о том, что будем доказывать, а во второй части содержится само доказательство или объяснение.
— Найдите в написанных текстах глаголы. Есть ли рядом с ними союз потому что? Запомните, как пишется союз потому что.
— Приведите примеры текстов-рассуждений. (Коллективная работа. Учитель напоминает учащимся об особенностях построения текста-рассуждения: 1) Сначала назови то, что ты хочешь доказать. 2) Доказывай, используя сочетания с союзом потому что.)

V. Итог урока.

— Что вы знаете о тексте-рассуждении?

V. Домашнее задание (№ 545).

Смотрите также:

Опубликовано 04 Июл 2012 в 12:48 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*