Дети 7-10 лет                 Подростки

Текст (3 урока) Урок 1 (32), Урок 2 (33), Урок 3 (34)

Выше уже отмечалось, что работа с текстом проводится систематически в течение всего учебного года и является основой развития связной речи. Практически работа с текстом начинается еще в период обучения грамоте. В III классе ставится задача — познакомить учащихся с некоторыми существенными признаками текста; это означает, что осуществляется формирование понятия «текст». В элементарном объеме раскрываются следующие признаки текста: 1) тематическое единство текста (предложения объединяются в текст общей темой; тема — это то, о чем говорится в тексте); содержание текста подчинено одной теме, и лишнего, т. е. не раскрывающего тему, не должно в нем быть; 2) подчинение текста основной мысли (основная мысль — это то главное, что хотел сказать автор); тема текста или его основная мысль находит отражение в заголовке; 3) связь частей текста (структурная целостность); 4) связь предложений в каждой части.

Урок 1 (32)

Тема. Признаки текста, его тема.

Цель: познакомить с понятием «тема текста», развитие умения определять тему текста.

На уроке выполняются упражнения № 108, 109.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что все предложения в тексте упражнения № 108 по смыслу объединены в одно целое: 2, 3, 4-е предложения описывают, какой дятел нарядный. В тексте упражнения № 109 говорится о том, какую работу выполняет вертолет. Все предложения как бы раскрывают, уточняют смысл первого предложения, в котором выражена основная мысль текста. Учащиеся объясняют смысл заголовка.

К выполнению домашнего задания (№ 110) учащихся необходимо подготовить.

Урок 2 (33)

Тема. Основная мысль текста.

Цель: ознакомление с понятием «основная мысль текста»; развитие умения определять тему текста, находить в тексте предложение, в котором выражена его основная мысль.

Для работы в классе используются упражнения № 111, 112.

В процессе выполнения упражнения № 111 выясняется структура текста: учащиеся находят его вводную часть (начало), основную часть и концовку. По усмотрению учителя списывание текста можно заменить изложением.

Домашнее задание (№ 113).

Урок 3 (34)

Тема. Заголовок текста.

Цель: развитие умения определять тему текста и озаглавливать его.

На уроке выполняются упражнения № 114, 115.

В ходе коллективной работы выясняется, что озаглавить текст — это значит кратко назвать его тему или основную мысль (работа над озаглавливанием текста, его темой будет продолжена на следующих уроках).

В процессе выполнения упражнения № 114 учащиеся практически знакомятся с опорными словами как словами, с помощью которых передается основное содержание текста.

Домашнее задание (№ 116).

Смотрите также:

Опубликовано 23 Сен 2012 в 11:41 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*