Дети 7-10 лет                 Подростки

Состав слова Урок 8 (42), Урок 9 (43)

Урок 8 (42)

Тема. Общее понятие о приставке и суффиксе.

Цель: ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке; развитие умения выделять окончание в слове.

I. Постановка цели урока. Наблюдение над особенностями приставок и суффиксов, их ролью и местом в слове.

1-й вариант. Учащиеся читают в учебнике на с. 57 вопрос Почемучки, правило, выполняют упражнение № 145.

— Что называется приставкой? Прочитайте.

— Что называется суффиксом? Прочитайте.

— Чем сходны приставка и суффикс? (Это части слова. Они служат для образования новых слов.)

— Чем они различаются?

2-й вариант. Учитель читает текст, в котором есть однокоренные слова, и предлагает их найти. Выясняется, с помощью какой части слова образовались однокоренные слова. Вводятся термины «приставка», «суффикс», дается их определение.

II. Упражнение в образовании слов по образцу с помощью приставок и суффиксов (№ 146, 147).

III. Обобщение об образовании слов с помощью различных приставок и суффиксов (№ 148).

— С помощью каких частей слова образуются новые слова?

IV. Итог урока.

— Что нового узнали на уроке? Чему научились?

IV. Домашнее задание (№ 149).

Урок 9 (43)

Тема. Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова.

Цель: развитие умения разбирать слова по составу и образовывать новые слова (по образцу) с помощью приставок и суффиксов.

I. Проверка домашнего задания.

II. Повторение о приставке и суффиксе (№ 150).

III. Разбор по составу слова (берёзка, подготовка, выход, переход, походка). В словах выход, поход нулевое окончание (выход□)

Порядок разбора слов по составу:

1. Найти окончание. Для этого изменить слово по числам или по вопросам. Окончание — это та часть, которая изменилась.

2. Найти корень. Для этого подобрать однокоренные слова и выделить общую часть.

3. Найти приставку. Она стоит перед корнем. Для этого сравнить однокоренные слова с разными приставками и без приставки.

4. Найти суффикс. Он стоит после корня.

IV. Наблюдение над смысловым значением суффиксов оценки и их ролью в языке.

— Вы знаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

— Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна…? (Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.)

— Выясним, с помощью какой части слова передается в речи это ласковое отношение.

Учитель записывает слова на доске, а учащиеся в тетрадях:

— С помощью каких суффиксов образовались слова сестрица, братец, Алёнушка, Иванушка?

V. Анализ текста и списывание (№ 151).

VI. Образование слов и их разбор (№ 152).

VII. Сравнение однокоренных слов с разными суффиксами (№ 153). Учащиеся читают текст про себя и готовятся к выразительному чтению.

Проводится сравнение слов по смыслу и составу: и т. п.

VIII. Обобщение.

— Расскажите о суффиксах. Для чего они нам нужны в речи? Докажите своим примером.

Учитель может дать образец ответа и привести свой пример.

IX. Домашнее задание (№ 154).

Смотрите также:

Опубликовано 12 Сен 2012 в 11:36 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*