Дети 7-10 лет                 Подростки

Состав слова Урок 12 (46), Урок 13 (47)

Урок 12 (46)

Тема. Наблюдение над значением приставок и их ролью в нашем языке.

Цель: углубление представлений учащихся о словообразовательной роли приставок; развитие умения образовывать слова с помощью приставок (по образцу).

I. Проверка домашнего задания.

II. Письмо по памяти (№ 163).

III.    Наблюдение над лексическим значением слов с приставками. Учитель вызывает двоих учащихся и предлагает одному из них: 1) разрезать лист бумаги, 2) надрезать, 3) вырезать треугольник, 4) срезать угол.

Второй ученик в это время записывает на доске названия тех действий, которые выполняет первый (или выставляет на наборное полотно карточки со словами разрезать, надрезать и т. д.).

— Выделите корень и приставки в словах, которые написаны на доске. Чем различаются слова по смыслу? Какая часть слова делает их разными по смыслу?

IV.  Дополнение текста подходящими по смыслу словами с приставками.

— Дополните предложения однокоренными словами с корнем рез. Слова должны отвечать на вопрос что сделала?. Выделите корень и приставку.

Девочки делали из бумаги игрушки для ёлки. Таня Шилина … лист на полоски и стала клеить цепь. Наташа Соловьёва … фигурку лисы. Марина Васильева … края бумаги. Она делала коробочку.

Слова для справок: вырезала, разрезала, надрезала.

—  Найдите и прочитайте в учебнике правило о приставке.

V.   Составление предложений по картинке (№ 164) и запись текста (№ 165).

VI.  Словообразовательная работа (№ 166).

VII.   Итог урока.

—  Расскажите о приставке. Докажите своим примером, что с помощью приставок образуются новые слова.

VIII. Домашнее задание (№ 167).

Урок 13 (47)

Тема. Образование слов с помощью приставок.

Цель: развитие умения распознавать приставку в слове и образовывать новые слова с помощью приставок.

I.   Проверка домашнего задания (взаимопроверка).

—   Прочитайте слова с приставками.

—   Как найти в слове приставку? Расскажите о приставке.

II.  Письмо по памяти (№ 169).

—   Подчеркните однокоренные слова. Докажите.

—   Разберите по составу слово часики.

—   Расскажите о суффиксе по плану.

III.   Игра «Узнайте слова» (№ 168).

IV.    Наблюдение над лексическим значением слов с приставками (№ 170, 171).

Прием замены нескольких слов одним словом с приставкой используется для того, чтобы помочь учащимся осознать смысловой оттенок, заключенный в приставке. Приставка с- в словах упражнения № 170 имеет значение соединения, приставка пере- в упражнении № 171 — высокую степень действия (пересушить и т. п.).

V.   Распознавание слов с приставками (устно).

Учитель читает предложения, учащиеся называют слово с приставкой и доказывают, что в слове есть приставка; подбирают однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Важно, чтобы учащиеся сознательно пользовались данным приемом.

Примерный текст:

Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страху упал прямо на широкий волчий лоб. Кубарем прокатился он по волчьей спине, повернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи. А волк в это время бежал  другую сторону. Когда заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И волк убежал.

( Д. Мамин-Сибиряк)

V. Домашнее задание (№ 172).

Смотрите также:

Опубликовано 12 Сен 2012 в 11:34 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*