Дети 7-10 лет                 Подростки

Состав слова Урок 10 (44), Урок 11 (45)

Урок 10 (44)

Тема. Суффикс — значимая часть слова.

Цель: уточнение знаний о роли суффиксов в нашем языке; формирование умений образовывать слова с помощью суффикса по данному образцу.

I. Проверка домашнего задания.

II. Наблюдение над смысловым значением слов с суффиксами (№ 155). При проведении наблюдений над словами с суффиксом -оват- можно наряду со словами, обозначающими вкус, использовать и прилагательные, обозначающие цвет (показать для сравнения два листочка бумаги: желтый и желтоватый, красный и красноватый и т. п.). Суффикс -оват- придает слову оттенок неполноты качества.

III. Письмо по памяти (№ 156).

IV. Подбор однокоренных слов с разными суффиксами.

—  Отгадайте загадки:

1. Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает? (Е. Благинина) (Дождь.)

Учащиеся подбирают однокоренные слова и записывают с комментированием: дождь, дождик, дождливый день, дождевая вода. В однокоренных словах выделяют части слова, сравнивают написание корней, обозначают ударение.

2. Белое одеяло всю землю одело. Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег.)

Подбирают и записывают с комментированием слова: снег, снеговик, снежный, снежок, снежинка, подснежник.

V. Запись текста под диктовку (№157).

VI. Обобщение.

—  Какие слова называются однокоренными? С помощью каких частей от одного и того же слова можно образовать новые слова?

VII.  Домашнее задание (№ 158).

Урок 11 (45)

Тема. Закрепление знаний о суффиксе.

Цель: развитие умения образовывать слова с помощью указанных суффиксов, разбирать слова по составу.

I. Проверка домашнего задания (взаимопроверка).

II. Устный диктант с использованием сигнальных карточек.

Учитель называет слова с непроверяемыми гласными в корне. Учащиеся показывают карточку с нужной буквой, к некоторым словам (по указанию учителя) подбирают однокоренные слова, записывают их.

—  Какие слова называются однокоренными?

III. Образование слов и разбор по составу (№ 159).

IV. Запись под диктовку:

Наша страна богата лесом. Тайга — огромный лесной массив. Каждый год по рекам сплавляют ценные породы леса. Речной путь самый дешёвый и простой.

—   На какие правила встретились слова? Объясните написание слов.

—   Как вы понимаете смысл слов массив, сплавляют, дешёвый?

—   Найдите в тексте однокоренные слова; докажите, что они однокоренные.

—   От каких слов и с помощью какой части слова образовались слова лесной, речной? Подберите еще по одному слову с корнем лес- и рек-.

V. Словообразовательная работа (№ 160, 161).

VI.   Обобщение.

—  Какие части слова служат для образования новых слов? Расскажите о суффиксе по плану: 1) Что это такое? 2) Где стоит в слове? 3) Для чего служит в нашем языке? Приведите примеры.

VIII. Домашнее задание (№ 162).

Смотрите также:

Опубликовано 12 Сен 2012 в 11:35 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*