Дети 7-10 лет                 Подростки

Состав слова (20 уроков)

Изучение морфемного состава слова имеет большое значение для учащихся прежде всего потому, что осознание структуры слова позволяет им глубже понять его лексическое значение и точно употреблять слова в речи.

Известно, что каждая значимая часть слова (морфема) выполняет в слове определенную роль. «Корень — главная морфема слова, несущая основной элемент его лексического значения; аффиксы (приставка, суффикс и окончание. — Г. Р.) вносят дополнительные, служебные значения — словообразовательные и грамматические». (См.: Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ф. П. Филин — M., 1979.— С. 147.)

Например, в слове сотрудники корень -труд- передает общее лексическое значение слова, приставка со- указывает на совместность действий, суффикс -ник указывает на лицо мужского пола, окончание -и указывает на множественное число и именительный падеж.

Программа начальных классов не требует, чтобы учащиеся знали значения суффиксов и приставок разных частей речи. Однако важно нацелить младших школьников на установление связи между лексическим значением слова и его морфемным составом. Целесообразно развивать умение пользоваться морфемным анализом слова в целях раскрытия его лексического значения. Школьная практика и специальные исследования показывают, что решению этой задачи в значительной мере способствует систематическая словообразовательная работа, проводимая в течение всего учебного года.

Изучение морфемного состава слова важно также для формирования орфографических навыков. Известно, что осознание учащимися морфемного состава слова составляет основу формирования навыка правописания безударных гласных, парных глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных. В III классе работа над данными навыками занимает значительное место. Третьеклассники подводятся к осознанию морфологического принципа русского правописания, сущность которого состоит в том, что значимые части слова (корни, приставки (приставки из-, без-, раз-, через- пишутся, как известно, по фонетическому принципу), суффиксы, окончания) сохраняют одинаковое написание в разных фонетических условиях, т. е. независимо от произношения.

Как следует из самой сущности морфологического принципа, для формирования у школьников навыка правописания гласных и согласных в корнях слов большое значение имеет осознание детьми единообразного написания корней в однокоренных словах. Поэтому при изучении темы «Корень» необходимо систематически работать над развитием умения сопоставлять написание корней однокоренных слов в целях установления их сходства (например: море — моряк — морской; грузить — груз — погрузка; счастье — счастливый).

Последовательность изучения темы «Состав слова» определяется следующим исходным положением: в слове все его значимые части взаимосвязаны, поэтому в отдельности каждую часть слова можно изучать только после того, как учащиеся познакомятся в целом со структурой слова, со всеми его частями.

Первые уроки по теме «Состав слова» отводятся на то, чтобы расширить и уточнить знания учащихся о корне и однокоренных словах. У школьников формируется умение осознанно подбирать однокоренные слова, учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличию одинакового корня. Одновременно учащиеся подготавливаются к правописанию корня, в частности, с этой целью проводятся наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Затем следуют уроки, цель которых — раскрыть для учащихся роль окончаний, а также приставок и суффиксов в нашем языке. После изучения данного материала начинается работа над формированием навыка правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов (первое полугодие) и приставок (второе полугодие). Во втором полугодии особое внимание уделяется также правописанию безударных гласных в корнях слов с приставками: удивлять, обозначать, потянуть, показать, остановить и т. п.

В III классе согласно программе формируется умение разбирать слова по составу. Необходимо подчеркнуть, что правильность и осознанность анализа слов находится в прямой зависимости от понимания учащимися способа образования слов. Только после того как учащиеся познакомятся с образованием слова определенной модели, им предлагается разбор по составу слов той же модели (дуб — дубок, грибок, городок; берёза — берёзка, ягодка, морковка; снег — снежный, сахарный, хлебный).

Смотрите также:

Опубликовано 23 Сен 2012 в 11:40 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*