4 Класс
- image001

Состав слова распознавание значимых частей слова презентация 4 класс

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Презентация на тему: Состав слова 4 класс

Состав слова приставка кореньсуффиксокончаниеАЛГОРИТМ РАЗБОРА СЛОВА ПО СОСТАВУ

Разбор слова по составу Измени форму слова. Выдели окончание. Выдели основу. Подбери однокоренные слова. Выдели корень. Подбери слова с такой же приставкой. Выдели приставку. Подбери слова с таким же суффиксом. Выдели суффикс.

КОРЕНЬ Корень слова – главная,Значимая часть. Родственные связи дарит корню власть. Выясни умело линию родства –Однокоренные подбери слова.

рассада посадитьсадоводсадовыйсадовник САД

Выбери подходящий корень слова. ГЛАЗЗУБ ок ной ник ница очек

Выбери подходящий корень слова. сад лес ик овый овник овод

Найди однокоренные родственные слова к слову ГОРА. ГОРЕМЫКА ПРИГОРОК ВЫСОКОГОРЬЕ ГОРЮШКОГОРОЧКА

У Корня в недругах, представь – ка,Есть дама гордая – Приставка,А злит она его одним:Стоит лишь только перед ним.

Для чего служит приставка? Составь слова при помощи приставок. под по в вы пере за ход

Выбери слово с приставкой: поём пошёл польза порог

Составь словосочетания: прибитьнабитьподбитьпробитьвыбитьразбитьперебитьвзбитьобить картинуна плохой поступокотверстиешишкучашкуковёрсобеседникасметанудиван новой мебелью

№ слайда 13

№ слайда 14

За Корнем Суффикс обогрел местечко,Не словом угодил, а лишь словечком. Река большая превратится в речку,Лес – в лесника,А печь – всего лишь в печку.

№ слайда 15

Рассели слова по домикам. -ышк- -ушк- -ечк- бревн перо дед скамейка баба изба зерно имя семя

№ слайда 16

ПРОВЕРКА -ышк- -ушк- -ечк- бревн перо дед скамейка баба изба зерно имя семя

№ слайда 17

«Волшебные» суффиксы –к-, –ик-, ищ-, -ин-. Преврати предметы для гнома в маленькие, а для великана в большие. рука нога стол нос дом

№ слайда 18

ПРОВЕРКА ручка ножка столик носик домик ручища ножища столище носище домина

№ слайда 19

ОКОНЧАНИЕ Та слова часть, что изменяется,Окончанием называется. Остальную же часть словаИменуем мы основой.

№ слайда 20

Какие окончания спрятались? Как нитка – паутиночка,Среди других дорогБежит, бежит тропиночка,И путь её далёк.

№ слайда 21

Подбери к предметам слова-признаки. МягкоеЗимняяКленовыйПластмассовоеМедлительнаяДетский

Постарайтесь вспомнить, что вам
известно о значимых частях
слова?
Значимые части слова
Окончание
Изменяемая
часть слова,
которая служит
соль
для связи слов
без сол/и
в
сол/ит
словосочетании
сол/ят
и предложении. солён/ый
Окончание
солён/ая
образует форму
слова с

Выполняем устно. Назовите сказку!
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый, златоглавый,
Пристань с крепкою заставой. Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят. Пушкин
Вспомните, какие слова
называются однокоренными?
Найдите их в тексте. 51 упр

Выполняем письменно. Учимся
группировать однокоренные слова!
Ночь, грустить, пять1, чистый,
верх, свет, светленький, пятница,
светлый, верхний, чистить,
ночевать, пятак, пятнадцать,
верхний, ночной, грустный2,
пятёрка, светить, грусть, чистота,
верхушка, чистенький. НОЧЬ
с. 51 упр

Учимся группировать однокоренные
слова!
Ночь, грустить, пять1, чистый,
верх, свет, светленький, пятница,
светлый, верхний, чистить,
ночевать, пятак, пятнадцать,
верхний, ночной, грустный2,
пятёрка, светить, грусть, чистота,
верхушка, чистенький. ГРУСТ с. 51 упр

Учимся группировать однокоренные
слова!
Ночь, грустить, пять1, чистый,
верх, свет, светленький, пятница,
светлый, верхний, чистить,
ночевать, пятак, пятнадцать,
верхний, ночной, грустный2,
пятёрка, светить, грусть, чистота,
верхушка, чистенький. ПЯТЬ с. 51 упр

Учимся группировать однокоренные
слова!
Ночь, грустить, пять1, чистый,
верх, свет, светленький, пятница,
светлый, верхний, чистить,
ночевать, пятак, пятнадцать,
верхний, ночной, грустный2,
пятёрка, светить, грусть, чистота,
верхушка, чистенький. ЧИСТс. 51 упр

Учимся группировать однокоренные
слова!
Ночь, грустить, пять1, чистый,
верх, свет, светленький, пятница,
светлый, верхний, чистить,
ночевать, пятак, пятнадцать,
верхний, ночной, грустный2,
пятёрка, светить, грусть, чистота,
верхушка, чистенький. ВЕРХс. 51 упр

Учимся группировать однокоренные
слова!
Ночь, грустить, пять1, чистый,
верх, свет, светленький, пятница,
светлый, верхний, чистить,
ночевать, пятак, пятнадцать,
верхний, ночной, грустный2,
пятёрка, светить, грусть, чистота,
верхушка, чистенький. СВЕТс. 51 упр

Использованная литература
• Бубнова И. , Архипова Ю. , Роговцева Н. Русский язык: Поурочные разработки:
Технологические карты уроков: 4 класс. – М. ,
Просвещение, 2014
• Канакина В. Русский язык. 4 класс. Учеб. для
общеобразоват. организаций. 1– М. :
Просвещение, 2018

Учимся применять правило!

Проверь, можно ли поставить слово. Если можно — это предлог. Предлоги
пишем отдельно. Если нельзя — это приставка. Пишем
слитно. Пример: от?бежать от?дома
Пробуем вставить слово большой в
сомнительные места. от (большой) бежать — вставить
слово нельзя. Значит, это приставка. Пишем слитно: отбежать.

Окончание

□ — окончание — изменяемая часть слова. Окончание изменяет форму слова. Чтобы найти окончание, надо изменить
форму слова. Зима- зимы- зиму- зимой- зиме. Берёза- берёзу- берёзой — о берёзе — берёзамберёзами. Трава- травы- травой- о траве- травами.

Найдите суффикс в словах

Стол — столик,
двор -дворик,
ключ -ключик,
луч — лучик. Снег -снежок,
луг — лужок,
стог — стожок,
друг — дружок,
пирог — пирожок. Горох — горошек,
порог — порожек. Картина — картинка,
рябина — рябинка,
малина — малинка. Коза — козочка,
роза — розочка,
гора — горочка.

Проверь себя!

Учимся писать суффиксы:
-ик-, -екПравило!
Суффикс -ик- пишется, если при изменении
слова гласный звук в суффиксе сохраняется,
не «убегает»
Например: ключик — ключика
Суффикс -ек- пишется, если при изменении
слова гласный звук «убегает». Например: замочек — замочка.

Презентация «Состав слова»

  • «5» – нет ошибок
  • «4» – 1 ошибка
  • «3»- 2 ошибки
  • «2» – 3 и более ошибок
  • ОБЩАЯ ЧАСТЬ
  • РОДСТВЕННЫХ СЛОВ
  • СТОИТ ПЕРЕД КОРНЕМ, СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ
  • СЛОВ

Приставка – значимая часть слова ,которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

  • Приставка – значимая часть слова ,которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов .
  • Перед корнем есть приставка
  • Слитно пишется она .
  • А при помощи приставки
  • Образуются слова .
  • Образуйте слова с приставками

Суффикс – значимая часть слова ,которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

  • Суффикс – значимая часть слова ,которая стоит после корня и служит для образования новых слов .
  • После корня он стоит ,
  • Перед окончанием .
  • Его ,я если заменю ,
  • Другое слово получу .
  • Обозначу уголком .
  • Называю суффиксом .
  • Используя «словесный конструктор» образуй новые слова :
  • лес — ок-
  • сад -ник-
  • гриб — ик-
  • цвет -н-
  • лесник
  • садик
  • грибок
  • цветник
  • СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВА-
  • НИЯ НОВЫХ
  • СЛОВ
  • ОБЩАЯ ЧАСТЬ
  • РОДСТВЕН-
  • НЫХ СЛОВ
  • СТОИТ ПЕРЕД КОРНЕМ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВА-
  • НИЯ НОВЫХ
  • СЛОВ

Спишите, раскрывая скобки.

  • Когда (при)ходят взрослые,
  • Уставшие (от)дел,
  • Кода (при)ходят взрослые
  • (В)игрушечный (от)дел,
  • Они смеются (от)души,
  • Совсем, как малыши,
  • Они по-детски ахают:
  • Игрушки хороши! (А. Барто)
  • Когда приходят взрослые,
  • Уставшие от дел,
  • Кода приходят взрослые
  • В игрушечный отдел,
  • Они смеются от души,
  • Совсем, как малыши,
  • Они по-детски ахают:
  • Игрушки хороши! (А. Барто)
  • Итог урока
  • Какие части слова мы повторили?
  • Для чего служит приставка , суффикс?
  • Какая часть слова является главной?
  • 1 .Объясни значение слова с помощью слова – родственника ,подбери еще одно – два слова, выдели общую часть – корень .
  • 2 .Определи и укажи часть перед корнем – приставку, постарайся объяснить ее работу .
  • 3 .Определи и укажи часть после корня перед окончанием – суффикс, подумай о его работе .
  • 4 .Проверь все ли части слова выделены .Попробуй назвать еще одно – два слова с такой же приставкой ,с таким же суффиксом .
  • 5 — ?

— это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

– значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов.

– изменяемая часть слова, которая служит для
образования разных форм одного и того же слова.

– это часть слова без окончания. Основа неизменяемого
слова – всё слово.

– лес, лесе, лесу, лесом. Лесной, лесник, лесовоз, перелесок

Однокоренные слова

Какое слово соответствует схеме:

1) прибежали
2) рассказы
3) подарок

Какое слово соответствует схеме:

1) прочитать
2) посмотрели
3) подснежник

Какое слово соответствует схеме:

1) парашютный
2) перемешать
3) паровозный

В каком слове нет окончания:

1) осень
2) прийти
3) шоссе

В каком ряду во всех словах есть суффикс –Л-:

1) носильщик, прогулка
2) пришла, увидел
3) прополка, поиграли

печ. т плащ

смущ. нный еж. вый

сгущ. нка девч. нка

ехал
пр. крутил
пр. сел
пр. школьный

  • Отметьте слова, в которых
  • Ш..пот, 2) ч..рточка, 3) ещ..,

Отметьте слова, в которых пишется буква и. Отметьте слова, в которых пишется буква и. 1) Пр. добрый, 2) пр. крыть, 3) пр. морский,
4) пр. важный, 5) пр. вилегия, 6) пр. имущество, 7)пр. ступить (закон), 8) пр. творить в жизнь.

Отметьте слова, в которых пишется буква ъ.

Отметьте слова, в которых пишется буква с.

1) Бе. болезненный, 2) бе. трепетный, 3) ра. лагать, 4)бе. граничный, 5)бе. цензурный, 6) и. ключить,

7) ра. каиваться, 8) бе. жизненный,

9) ра. рыхлить, 10) бе. толковый.

Презентация «Состав слова. Приставки и суффиксы»

Состав слова. Приставки и суффиксы

  • Фин.ш, ш.фёры,
  • ф.милия, ф.нтазия,
  • Ка.играфия, ф.йе.
  • Финиш, шофёры,
  • фамилия, фантазия,
  • каллиграфия, фойе
  • Финиш (английское слово) – 1.Заключительная, решающая часть спортивного состязания на скорость.
  • 2.Конечный пункт дистанции при таком состязании.
  • Фойе – зал в театре или в кинотеатре, в котором находятся зрители перед началом спектакля (сеанса) или в антрактах. Существительное не склоняется.
  • Каллиграфия (греческое слово) – искусство красиво писать
  • Фамилия – 1.Наследственное или полученное при вступлении в брак семейное наименование, прибавляемое к собственному имени. Иванов Степан
  • 2. То же что и семья (разговорное, устаревшее ) Вся фамилия в сборе.

При помощи какой значимой части слова образовалось каждое из выделенных слов?

  • Журнал – журналист,
  • рисовать -нарисовать,
  • друг – подружка,
  • город – пригородный,
  • звонить – перезвонить, свистеть – засвистеть.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетаниях и предложении. Окончание образует форму слова. Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Игра «Четвертое лишнее»

  • Липа, липкий, липучий, липнуть;
  • рисовый, рисунок, рисовать,
  • нарисовать;
  • сырой, сырость, сыр, сыроватый.

Ах, осень, осень!

  • Спасибо
  • за урок

Вастьянова Лариса Леонидовна
Презентация по русскому языку в 4 классе по теме «Состав слова. Значимые части слова (урок 1)»

Презентация может быть использована на уроках русского языка в 4 классе по УМК «Школа России» по учебнику В. Канакиной (часть 1) при работе по разделу «Слово в языке и речи» по теме «Состав слова» (урок 1).

Тип документа: презентация
Целевой возраст: 4 класс

Количество закачек — 422. Благодарностей — 1Прокомментировать публикацию.

Поблагодарили: Горислава Найденова.

Здравствуйте, друзья мои!

Сегодня на уроке мы с вами вспомним, из каких значимых частей
состоят слова. Но прежде я хочу рассказать вам, что натолкнуло меня на разговор
на эту тему

Мне так нравится любоваться природой своего края!

И вот сегодня я, как обычно, гулял в парке. Вдруг я услышал
печальные крики стаи птиц, улетающей на юг.

И вспомнились мне строки из песни, написанной на стихи
Михаила Васильевича Исаковского:

Летят перелётные птицы

Ушедшее лето искать,

Летят они в жаркие страны,

И действительно, я не люблю покидать пределы своей страны.

Но ведь я всё-таки профессор в области русского языка. И в
этих стихотворных строчках заметил несколько родственных слов. А вы сможете их
найти? Попробуйте. Ну что, получилось? Проверьте, эти ли слова вы нашли.

Вы обратили внимание на то, что слово «летят» я выделил
только один раз?

Ведь во второй раз оно просто повторяется, то есть это то же
самое слово.

А ещё, когда я рассказывал вам о своей прогулке, произнёс
слово «улетающей».

Оно тоже родственное выделенным словам.

У всех этих слов одинаковый корень.

Ох, а это что? Ну вот, опять Вирус Ошибкин всё напутал.

Конечно, у слова «лето» тоже корень -лет-.

Но Вирус забыл правило и сейчас недослушал меня. В
родственных словах не только сам корень должен быть одинаковым, но и его
лексическое значение.

У слов «летят», «перелётные», «улетать», «улетающей»
одинаковый корень -лет- или -лёт- обозначает общее значение, связанное с
полётом.

У слова «лето» такой же корень, но его значение не имеет
ничего общего с полётом.

Слово «лето» обозначает пору года.

Значит, оно не родственное словам «летят», «перелётные»,
«улетать», «улетающей».

А теперь давайте разберём родственные слова из стихотворения
по составу.

Возьмём первое слово – «летят». Сначала выделяем изменяемую
часть слова, то есть окончание. Для этого изменяем слово: лететь, летит, летим.

Окончание в слове «летят» – -ят-. Обозначаем его
прямоугольником. Часть слова без окончания – это его основа. Теперь надо
выделить корень.

Для того, чтобы выделить корень, надо подобрать несколько
родственных слов и найти общую часть.

Но у нас уже есть несколько родственных слов и корень найден. В слове «летят» он совпадает с основой.

Разбираем слово «перелётные». Находим окончание, изменяя
слово. Перелётная, перелётный. Окончание в нашем слове – -ые-. Основа –
-перелётн-.

Корень мы знаем – -лёт-. Та часть, которая стоит перед
корнем, -пере-, – это приставка. Она выделяется значком в виде прямого угла. Между корнем и окончанием находится суффикс. Он обозначается острым углом. Слово «перелётные» разобрали.

Пришло время слова «улетать». Изменяем его: улетаем,
улетаете.

В этом слове окончание -ть, основа – улета-. Корень – -лет-. Приставка – у-, суффикс – -а-.

Итак, мы вспомнили, как выполнять разбор слов по составу и
то, из каких частей может состоять слово.

А теперь я хочу вам напомнить, что корень, приставка и
суффикс – это те морфемы, которые могут входить в основу и служат для
образования новых слов.

Они являются значимыми частями слова. В корне
заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

Приставка стоит перед
корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс стоит после
корня и служит для образования новых слов.

Основа – часть слова без
окончания.

Окончание – изменяемая
значимая часть слова. Оно образует форму слова и служит для связи слов в
словосочетании и предложении.

Кстати, подумайте, друзья мои, слова «перелётные» и «перелётная»
– родственные?

Я уже вижу возмущённые взгляды многих из вас. Ну конечно, это не родственные слова, а одно и то же слово. Просто разные его формы. Ведь здесь изменилось лишь окончание.

А теперь посмотрите на эти пары слов: Корабль – укор, костюм
– кость

У них есть общая часть. Являются ли эти слова
родственными?.

Конечно, нет! Ведь их лексическое значение абсолютно разное!

Кстати,
слова «корабль» и «костюм» словарные. Их написание надо запомнить.

А
сейчас я предлагаю вам найти группы родственных слов вот в этой скороговорке.

Продавец
в косухе продаёт сухие продукты:

Сухарики,
сушки и сухофрукты.

Сухие
баранки и крекеры есть.

Но
всухомятку не нужно их есть.

Ну
что же, давайте
проверим.

У
слова «продавец» родственным является слово «продаёт», а корень у них –
прода-.

А
вот слово «продукты» хоть и имеет общую часть, но отличается по своему
лексическому значению и родственным не является.

Вторая
группа родственных слов – сухие, сухарики, сушки, сухофрукты, всухомятку.

Корень
у них – -сух- или -суш-, так как здесь встречается чередование согласных. К
этой группе не подходит слово «косуха», имеющее другой корень и другое
лексическое значение.

Ну
что же, подходит к концу наше время. И сейчас я ещё раз хочу напомнить вам,
ребята, что слова могут состоять из корня, приставки, суффикса и окончания.

Корень, приставка и суффикс входят в основу слова. Они являются
значимыми частями слова. В корне заключено общее лексическое значение всех
родственных слов.

Приставка стоит перед корнем и служит для образования
новых слов.

Суффикс стоит после корня и служит для образования
новых слов.

Основа – часть слова без окончания.

Окончание – изменяемая часть слова. Оно служит для связи слов
в словосочетании и предложении.

А мне осталось только попрощаться с вами, друзья мои. До
новых встреч!

Здравствуйте, друзья мои! Сегодня мы продолжим работу
по распознаванию однокоренных слов, будем определять значимые части в словах. И
особое внимание уделим окончанию и его роли в слове.

Прежде всего я хочу предложить вашему вниманию
небольшой текст. Прочитайте его и найдите однокоренные слова.

А вместе с вами искать родственные слова будут
Вирус Ошибкин и его сестра Вирусинка.

Человек пришёл в каменистую долину. Он начал
собирать камни. Из них человек построил каменный дом. Возле дома он посадил
камнеломки и поставил скамейку. Из самого большого камня человек вырубил
скульптуру, похожую на окаменевший источник.

Давайте проверим, что получилось у Вируса, а что
у Вирусинки.

Вирус выбрал слова «каменистую», «камни», «каменный»,
«скамейку», «камня», «скульптуру».

Вирусинка выделила слова «каменистую», «камни»,
«каменный», «камнеломки», «окаменевший».

Ну что же, давайте разбираться.

Слово «каменистую» выбрали и Вирус, и Вирусинка. Родственным к нему, конечно, является слово «камни». Ведь потому долина и
называется каменистой, что усеяна большим количеством камней.

Родственным будет и слово «каменный», то
есть дом сделан из камней.

Камнеломки – чудесные растения с красивыми цветочками. Своё название получили
благодаря мощным корням, которые могут пробиться сквозь трещины в камнях.

А вот слово «скамейку» Вирус зря выделил. Хоть в
слове «скамейка» есть общая часть – «кам», но к камня́м скамейка никакого
отношения не имеет и родственным не является. Да и корень в нём другой –
скамей-.

Слово «ка́мня» Вирусу тоже не стоило
выделять. Почему – разберём несколько позже. Слово «скульптура» также явно не
является родственным камня́м. Зато Вирус пропустил слово «окаменевший». А
вот Вирусинка нашла это слово. Окаменевший – значит превратившийся в
камень. Вирусинка, как всегда, была внимательна и показала прекрасные
знания.

Ну а теперь мы разберём эти родственные слова по
составу.

Итак, изменяем слово «каменистый». Каменистая,
каменистые. В слове «каменистый» окончание -ый, основа – каменист-. Сравнив с
однокоренными словами, выделяем корень камен- и суффикс -ист. Изменив слово
«камни», – камней, камнями – выделяем окончание -и. Основа – камн-. В этом
слове корень камн-.

Из него просто временно сбежала гласная е. Иногда
такое случается в корнях слов – одна из гласных сбегает. Потому такие гласные и
называются беглыми гласными. Основа и корень в слове «камни» совпадают.

Слово «каменный». Изменяем его – каменная,
каменные. Выделяем окончание -ый. Основа – каменн-, корень – камен-, суффикс –
-н-.

Слово «камнеломки» – камнеломка,
камнеломку. Выделяем в слове окончание -и. Основа – камнеломк-. И вновь корень
камн-. Это сложное слово, в нём есть ещё один корень – -лом, ведь корни
камнеломки ломают камни. Между корнями соединительная гласная е. И ещё в
этом слове есть суффикс -к-.

Теперь рассмотрим слово «камня». Изменяем
его – камню, камнем. В слове «камня» окончание -я. Основа – камн-, корень –
камн-. Вам это ничего не напоминает? Точно такой состав и у слова «камни». Только окончание другое. Но ведь вы уже знаете, что окончание – это изменяемая
часть слова. Она не служит для образования новых слов, а просто изменяет форму
одного и того же слова. Ну вот, если вы поменяете свою одежду, вы же не
превращаетесь в совсем другого человека? Так что «камни» и «камня» – это не
родственные слова, а разные формы одного и того же слова.

Ну и осталось разобрать слово «окаменевший».

Изменяем его – окаменевшая, окаменевшие. Окончание – -ий. Основа – окаменевш-. Корень – -камен-. Перед корнем есть приставка
-о.

В этом слове два суффикса – -е и -вш, потому что
оно образовано от глагола «окаменеть», в котором есть суффикс -е, а в слове «окаменевший»
ещё добавляется суффикс -вш.

Ну вот мы и разобрали все родственные слова из
нашего текста.

А теперь пришло время поподробнее поговорить о
роли окончания в слове.

Вы, конечно, уже поняли, что окончание образует
не новые слова, а разные формы одного и того же слова. Для чего же нужны
окончания?

Вот две тарелки. В одной лежит красное
яблоко, а в другой – лежат красные яблоки. Сколько
яблок в первой тарелке? Одно. А во второй? Несколько. Проверим. Что нам
подсказало верные ответы? Окончания. Значит, окончания помогут определить в
единственном или множественном числе стоит слово.

А теперь изменим слова «яблоко» и «яблоки» по
падежам.

Выделяем окончания.

Вы вспомнили? При изменении по падежам
меняется форма слов, то есть их окончания. А теперь к каждому из
этих имён существительных добавляем имя прилагательное.

Как видите, при изменении формы имени
существительного изменяется и форма имени прилагательного, ведь время и
падеж имени прилагательного во всём согласуются с временем и падежом имени
существительного.

А для чего это надо?

Вот посмотрите на два этих предложения:

В корзине лежат красные яблоки.

Я любуюсь красные яблоки.

Второе предложение получилось бессвязным. А
теперь изменим в нём окончания в словосочетании «красные яблоки».

Я любуюсь красными яблоками.

Вот теперь всё в порядке. Надеюсь, вы навсегда запомните,
что окончания служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.

Вот мы с вами и повторили то, как распознавать
родственные слова, как разобрать слово по составу, и для чего в словах служат
окончания.

Кстати, хочу ещё напомнить вам о том, что некоторые
заимствованные слова вообще не меняют свою форму. Их нельзя изменять ни
по падежам, ни по временам. Например, слова «кино», «пальто», «желе»,
«какао» «метро», «кенгуру» и многие другие. Вот у этих слов вообще нет
окончания.

Ну а мне уже пора заканчивать нашу встречу
сегодня. Пришло время прощаться. До свидания, друзья мои!

Уточнить представление учащихся о признаках однокоренных слов.

Развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.

Воспроизвести знания об одинаковом написании корня в однокоренных словах.

Развивать речь учащихся, мышление, внимание.

Воспитывать интерес к урокам русского языка.

— содействовать формированию умения разбирать слова по составу;

— развивать умение выбирать из предложенного списка слова, соответствующие заданной схеме;

— развивать умение работать с текстом: определять тему и главную мысль, подбирать заголовок и части текста.

раскрывать значение понятий «родственное (однокоренное) слово» и использовать их в активном словаре;

выполнять учебное задание, используя правило;

выполнять взаимопроверку при работе в паре.

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

рассказывать о правописании корня в однокоренных словах;

классифицировать однокоренные слова и выписывать каждую группу слов, выделяя графически корень в каждом слове;

выписывать из текста однокоренные слова и выделять корень в каждом слове;

образовывать и писать однокоренные слова;

подбирать и писать к каждому слову однокоренные слова разных частей речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное), выделяя графически корень в каждом слове;

Канакина, В. Горецкий «Русский язык». Учебник для 4 класса.

Таблица с графическим обозначением морфем, индивидуальные карточки с  уровневыми заданиями.

ТСО: ноутбук, интерактивная доска, презентация по теме, видеоурок по теме «Состав слова».

Все готовы? Все в порядке?

Начинаем наш урок

Ручки книжки и тетрадки

Положи на уголок.

— Образуйте группу слов, связанных со словом рыба. (Учитель пишет на доске слово рыба, а далее – его производные в порядке их образования детьми. Дети записывают слова в тетради

Назовите одним словом сочетание:

Небольшая, мелкая рыба (рыбка, рыбешка).

Рыбная ловля (рыбалка).

Человек, занимающийся рыбной ловлей (рыбак).

Ловить рыбу (рыбачить).

Формулирование учащимися темы и целей урока.

— Сформулируйте тему урока, опираясь на полученный ряд слов. (Тема урока «Состав слова. Значимые части слова»

— Используя опорную запись, сформулируйте цели урока.

Повторение изученного. Актуализация знаний

Презентация по теме «Состав слова».

Фронтальный опрос.

— Что такое основа слова?

— Какие части слова входят в основу?

— Что называется окончанием слова?

— Что такое корень слова?

— Как найти в слове корень?

— Какие слова называются однокоренными или родственными?

— Какие части слова служат для образования новых слов?

— Что называется приставкой, суффиксом?

— Что нужно сделать чтобы изменить форму слова?

Каллиграфическая минутка.

— Спишите с доски данные слова.

Чистая, прилетели, избушка, степной, написать.

Грамматическая разминка.

Задание: — Выделите корень в записанных словах.

— Подберите однокоренные слова.

Самостоятельная работа (по вариантам)

1 вариант. 2 вариант.

избушка    тетрадка

ромашка    пирожки

близкое    зеркало

корзина    списал

зимний    грустное

улетел    низкая

— Самопроверка работы.

Разобрать слова по составу: бессердечный, позолота лень, указка, поход.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Спасибо за работу на уроке! Молодцы!

Весь материал — смотрите документ.

Русский язык. 4 класс. Состав слова. Значимые части слова.

Русский язык. 4 класс. Состав слова. Значимые части слова. Русский язык 4 класс 6 неделя. Значимые части слова

Русский язык 4 класс 6 неделя. Значимые части словаРусский язык (4 класс). Состав слова

Русский язык (4 класс). Состав словаВидеоурок "Состав слова"

Видеоурок «Состав слова»Русский язык. 4 класс. Состав слова. Значимые части слова.

Тема урока: Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

Цель: закрепить знания и отработать навыки по теме «Состав слова», прививать интерес к родному языку, развивать речь уч-ся, расширяя словарный запас.

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока; структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

— постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Достигнут ли результат

« Состав слова» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 4 КЛАССЕ Хваджаева П

Проверка домашнего задания Упр № 76 стр 50

III. Актуализация знаний • Выйти сухим из. • выносить сор из. сапожник без. • биться как рыба об. • лежачего не. • лучше. (поздно ),чем • положа руку на. бьют избы сапог лёд воды сердце никогда

Самоопределение к деятельности — Какие однокоренные слова встретились в этих фразеологизмах ? (Сапожник, без сапог. ) Сапожник С помощью суффикса – ник Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? Приставка. — Назовите значимые части слова. Приставка , корень, суффикс , окончание.

СОСТАВ состав вещества офицерский состав состав вагонов состав слова слова СЛОВООРАЗОВАНИЕ – раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования.

Состав слова ͡ корень ͡ окончание приставка суффикс ¬ ^ □

Корень слова ͡ — корень — общая часть родственных слов. Лес- лес ок — лес н ой. Дом- дом ик — дом ищ е. Город- город ок — при город. Рыб а — рыб ак — рыб н ый. Вод а — вод ян ой — под вод ник.

Работа по теме урока Работа по учебнику Упр. 77 (с. 51 ). Упр. 78 (с. 51).

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 79 (с. 52). Работа в парах. Упр. 80 (с. 52 ). (самостоятельно)

VIII. Рефлексия Работа по карточкам

МИНИ — ТЕСТ Окончание – часть слова. Окончание – изменяемая часть слова. Окончание – часть основы. Окончания служат для связи слов в предложении. У одного и того же слова могут быть различные окончания. С помощью окончания образуются новые слова.

ПРОВЕРКА + + — + + —

Подведение итогов урока — Из каких значимых частей состоят слова? — Дайте определение каждой из них. — Какую работу они выполняют в слове?

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пос. Сокский

муниципального района Исаклинский Самарской области

учитель начальных классов

Ларионова Наталья Геннадьевна

Тема урока: «Состав слова. Значимые части слова

Тип урока: совершенствование знаний.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, работа в парах, по группам, по вариантам.

  • Уточнить представление учащихся о признаках однокоренных слов.
  • Развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.
  • Воспроизвести знания об одинаковом написании корня в однокоренных словах.
  • Развивать речь учащихся, мышление, внимание.
  • Воспитывать интерес к урокам русского языка.

*содействовать формированию умения разбирать слова по составу;

*развивать умение выбирать из предложенного списка слова, соответствующие заданной схеме;

*развивать умение работать с текстом: определять тему и главную мысль, подбирать заголовок и части текста.

  • выполнять учебное задание, используя правило;
  • выполнять взаимопроверку при работе в паре.
  • рассказывать о правописании корня в однокоренных словах;
  • классифицировать однокоренные слова и выписывать каждую группу слов, выделяя графически корень в каждом слове;
  • выписывать из текста однокоренные слова и выделять корень в каждом слове;
  • образовывать и писать однокоренные слова;
  • разбирать слова по составу;
  • подбирать и писать к каждому слову однокоренные слова разных частей речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное), выделяя графически корень в каждом слове;

* В. Канакина, В. Горецкий «Русский язык». Учебник для 4 класса.

* Таблица с графическим обозначением морфем, индивидуальные карточки с  уровневыми заданиями.

Повторение изученного. Актуализация знаний.

Грамматическая  разминка.

Задание: — Выделите корень  в записанных словах.

III. Работа по теме урока.

— Вывод по теме. Алгоритм разбора слов по составу.

( учебник, стр. 148 ):

  • Найди и выдели в слове окончание.
  • Обозначь основу слова.
  • Определи корень слова, подбирая однокоренные слова. Обозначь его.
  • Выдели приставку и суффикс.

Упражнение в морфемном анализе слов (разбор слов по составу).

1) Комментированное письмо с заданием. Упр. №84 стр.

2) Работа в парах. Выборочное письмо. Упр. № 82стр.

3) Работа в группах. Упражнение «Размышление». Упр. № 88 стр

—   Вывод по теме. Просмотр Видеоурока по теме «Состав слова».

Индивидуальная дифференцированная работа (работа по рядам).

1 ряд — Соотнеси слова и таблицы – схемы (стрелками  ):

сторожка       «корень + окончание»

сварила          «приставка + корень + окончание»

яблоко            «корень + суффикс + окончание»

посади            «приставка + корень + суффикс + окончание»

2 ряд — Подбери и напиши слова к схемам.

͡ □      («корень + окончание»)

¬ ͡  □  («приставка + корень + окончание»)

͡  ^□  («корень + суффикс + окончание»)

¬ ͡ ^□    («приставка + корень + суффикс + окончание»)

Развитие речи. Работа с деформированным текстом.

«Преобразуй запись». Упр. № 85 стр.

— Взаимопроверка работы.

Музыкальная физкультминутка ( аудиофайл ).

Послушайте историю.

*Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигрались. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крылечко, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти в свою семью.

Учитель: Кто оказался чужаком?  ( ответы детей Водитель).

Учитель: Назовите однокоренные слова к слову водитель.

Учитель:  В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопните в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топайте. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.

Лес – лесник

Река – по реке

Стена – стенами

Кот – котик

Поле — полюшко

Гриб – грибной

Самостоятельная работа (по вариантам).

1вариант. 2 вариант.

избушка                                         тетрадка

ромашка                                        пирожки

близкое                                          зеркало

корзина                                          списал

зимний                                           грустное

улетел                                             низкая

Домашнее задание.

VII. Рефлексия.

Канакина В. , Горецкий В. Русский язык. Учеб. для общеобразовательных  организаций с приложением на электронном носителе в 2х частях. Часть 1. /М:Просвещение, 2014 ( УМК «Школа России ).

Ситникова Т. , Яценко И. Поурочные разработки по русскому языку

http://www. youtube. com/watch?v=SXqVBTEQleI

Видеоурок. Разбор слова по составу (морфемный разбор).

ГБОУ СОШ пос. Сокский  ______________/ Крутько С