Дети 7-10 лет                 Подростки

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (6 уроков). Урок 1 (91)

Правило проверки слов с непроизносимыми согласными в корне аналогично правилам проверки безударных гласных, глухих и звонких согласных в корнях слов: проверка проводится путем подбора однокоренных слов. Сходство правил обусловливает сходство методики работы над формированием данных навыков. Сопоставление правил способствует пониманию одного из основных принципов русской орфографии: корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

При формировании навыка написания слов с непроизносимыми согласными по-прежнему большое значение будут иметь следующие факторы:

1. Осознание учащимися того, что для проверки нужно подобрать однокоренное слово, в котором согласный звук произносится (опоздал — поздний, весть — повестка).

2.Умение правильно и быстро подобрать однокоренное слово. (Это умение, в частности, связано с выполнением специальных упражнений по словообразованию.)

3. Активность учащихся в процессе работы.

Урок 1 (91)

Тема. Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными.

Цель: ознакомление с правилом, формирование умения проверять написание слов с непроизносимыми согласными.

I. Повторение о правописании корня. Постановка цели урока.

— Составьте из слов предложения. Напишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркните их.

—  В какой части слова пропущены буквы?

— На какие правила эти слова? Подберите и напишите четыре слова на те же правила.

—  Сегодня познакомитесь еще с одним правилом, которое учит писать согласные буквы в корне.

II. Наблюдение над произношением и написанием слов с непроизносимыми согласными.

Учащиеся списывают текст (№ 294). Сравнивают написание и произношение выделенных слов.

—  Какие звуки не произносятся в словах, но буквы пишутся?

III.   Работа с правилом по учебнику.

Читают вопрос Почемучки и коллективно ищут ответ (№ 295).

—  Прочитайте слово с непроизносимым согласным. Подберите однокоренное слово, в котором буква, обозначающая этот звук, произносится.

После записи всех слов (следует пояснить, что слово здравствуй означает пожелание здоровья; здравствуй — будь здоров) учитель спрашивает: «Какие слова являются проверочными? Почему?» (Произносятся все согласные звуки в корне.)

—   Что нужно сделать, чтобы проверить слово с непроизносимым согласным? (Нужно подобрать однокоренное слово, в котором все согласные звуки произносятся.)

—   Найдите в учебнике правило и прочитайте его.

IV.  Подбор проверочных слов. Учитель называет слово с непроизносимым согласным, учащиеся — проверочное слово.

V. Списывание с орфографическим заданием (№ 296).

VI. Итог урока.

—   Чему учились на уроке? (Проверять слова с непроизносимым согласным звуком.)

—   Как проверить слово с непроизносимым согласным?

—   Назовите слово, которое нужно проверять, и слово, которое является проверочным.

VII.  Домашнее задание (№ 297; принести карточки с буквами т, д, в, л).

Смотрите также:

Опубликовано 09 Сен 2012 в 4:16 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*