Дети 7-10 лет                 Подростки

Слово и слог. Перенос слов (5 уроков)

Урок 1. Слог — часть слова.

I. Словарная работа.

— Как называется комната для занятий в школе? (Класс.) Учитель показывает карточку. Учащиеся записывают слово

класс.

— В каком смысле может еще употребляться это слово?

— Составьте устно два предложения со словом класс в разных значениях.

Выставляется карточка с данным словом, выясняются особенности написания, учащиеся записывают слово, обозначают ударение, подчеркивают букву е (или пишут ее простым карандашом). Записывают слово дежурить и также выделяют букву е.

— Каждое слово имеет свой смысл, или значение. Многие слова в русском языке имеют не одно, а несколько значений (например, слова линейка, зарядка).

II. Сообщение цели урока.

— Сегодня на уроке будем говорить о том, на какие части делится слово, когда мы его произносим. Произнесите слово школа. На какие части вы его разделили? Как они называются?

— Какой вопрос нам сегодня поставил Почемучка? (Как узнать, сколько в слове слогов?)

III. Обобщение о слоге.

1-й вариант. Работа с учебником. Выполняют упражнения 133, 134 и делают вывод (как ответ на поставленный выше вопрос). Читают правило о слоге.

2-й вариант. На доске заранее написаны односложные, двусложные и трехсложные слова: птица, лист, ручей, машина, брат, девочка. Учащиеся выписывают на первую строчку односложные слова, на вторую — двусложные, на третью — трехсложные, разделив слова черточками на слоги. Под гласными буквами ставят красную точку.

— Сколько может быть слогов в слове? (Один, два, три и более.)

— Как узнать, сколько в слове слогов? (Для ответа на вопрос целесообразно предложить учащимся сравнить, сколько гласных в словах первой строчки и сколько слогов в этих словах. Аналогичное сравнение провести со словами второй строчки и т. д.)

Вывод: сколько гласных в слове, столько и слогов.

IV. Упражнение в делении слов на слоги.

1. Упражнения 135, 136.

2. Игра «Не ошибись».

Учитель показывает картинку. Учащиеся произносят слово и показывают карточку с цифрой, обозначающей количество слогов в слове.

V. Домашнее задание: упражнение 137, правило на с. 40.

Урок 2. Деление слов на слоги.

Цель: формирование умения списывать слова, диктуя себе по слогам.

I. Сообщение цели урока.

— Будем учиться делить слова на слоги и правильно писать слова, проговаривая их по слогам.

II. Проверка домашнего задания.

III. Запись предложения Наши ученики хорошо дежурят в классе под диктовку с проговариванием по слогам.

— Проверьте, правильно ли вы написали слова по словарю для справок. Подчеркните буквы, которые нужно заполнить. Обозначьте ударение. Найдите главные члены предложения.

IV. Работа с правилом.

— Прочитайте вопрос Почемучки и постарайтесь на него ответить.

V. Наблюдение над количеством звуков и букв в слоге (упр. 138, 139, 140).

— Докажите, что вы правильно выполнили задание.

VI. Словарная работа (упр. 142).

VII. Обобщение.

— Как узнать, сколько слогов в слове? Докажите.

— Сколько букв может быть в слоге? Прочитайте об этом в учебнике. Приведите свои примеры.

Урок 3. Перенос слова.

I. Проверка домашнего задания.

II. Сообщение цели урока и ознакомление с правилами переноса слов по слогам.

1. Запись под диктовку предложения Весело и дружно живут наши октябрята. Слово октябрята учащиеся не могут полностью написать на строчке. Возникает необходимость перенести слово. Учитель говорит, как слово можно перенести по слогам. Учащиеся делят слово на слоги и выбирают для себя один из возможных вариантов переноса: ок-тябрята, октяб-рята, октября-та — и дописывают предложение.

2. Работа с разрезной азбукой.

Учащиеся (или один вызванный к доске ученик) составляют слова: дружба, страна, девочка, Аня. Слова делят на слоги и, передвигая их, показывают возможные варианты переноса (можно обратить внимание и на варианты переноса друж-ба, дру-жба).

3. Работа с правилом.

— Сколько слогов в слове Аня? В слове два слога, но перенести его нельзя. Почему? Ответ на этот вопрос найдите в учебнике на с. 42 и прочитайте.

После ознакомления с правилом целесообразно предложить учащимся подобрать примеры слов, которые нельзя перенести. Некоторые слова можно записать, например: Зоя, Юля, отец.

III. Упражнения 144, 145.

IV. Разгадывание ребуса (упр. 146).

V. Обобщение о правилах переноса (правила на с. 42, 43).

VI. Домашнее задание: упражнение 147.

Урок 4. Перенос слов.

II. Работа со словами из словаря. Учитель показывает карточку, на которой написано слово

товарищ. Буква о в первом слоге закрыта. Учащиеся показывают карточку с буквой о. После этого они записывают слово, деля его на слоги.

Аналогичная работа проводится со словами ребята, народ, дежурный. На уроке учащиеся знакомятся с написанием слов учитель, учительница. Дети пишут слова, деля их на слоги.

III. Работа с правилом.

— Прочитайте вопрос Почемучки.

— Прочитайте ответ.

IV. Упражнение 148 (устно), 149 (письменно).

V. Выборочный диктант.

Учитель диктует по два слова: Иван, Ваня; Ирина, Ира; Юлия, Юля; ёлка, ель; шар, шары. Учащиеся пишут только то слово, которое можно переносить, делят его для переноса.

VI. Игра «Лишнее слово».

— Вспомните правила переноса, сравните слова в каждом столбике и найдите лишнее слово.

заяц голова юла

лев рука мячик

(В первом столбике лишнее слово лев, во втором — нос, в третьем — юла.)

Учитель вызывает к доске трех учеников (с каждого ряда). Нужно зачеркнуть лишнее слово и доказать, почему оно не переносится.

VII. Домашнее задание: упражнение 151.

Урок 5. Перенос слов с буквой й в середине.

Ц е л ь: ознакомление с особенностями переноса слов с буквой й формирование умения переносить слова; развитие умения сопоставлять слова, проводить элементарное обобщение; углубление представлений о тексте и предложении.

I. Проверка домашнего задания.

II. Разбор предложений и составление схем. Составление предложений по схемам. Запись под диктовку нераспространенных предложений.

— Какое слово можно включить в предложение, чтобы сказать, когда улетают грачи на юг, и более точно передать мысль?

Составьте схему этого предложения (Кто? что делают? когда?).

— Составьте свое предложение по этой схеме.

III. Сообщение цели урока.

— Составьте схему предложения Грачи улетают (Кто? что делают?).

какую тему мы сейчас изучаем.’ Прочитайте в учебнике правила переноса слов. Сегодня мы узнаем правило о переносе слов с буквой й в середине.

IV. Работа над правилом о переносе слов с буквой й. Учащиеся готовятся к ответу на вопрос Почемучки и самостоятельно выполняют упражнение 152.

V. Упражнение 153.

— Докажите, что в упражнении дан текст, а не отдельные предложения. Озаглавьте его. (В процессе проверки выяснить, на какие знакомые правила встретились слова.)

— Чему вы учились, выполняя это упражнение?

VI. Итог урока.

— Какое новое правило переноса слов вы сегодня узнали?

VII. Домашнее задание: упражнение 154; знать правила переноса.

Реклама: Если есть боль в правой ноге, это может быть симптомом. Боли возникают по разным причинам и могут быть разными.

Смотрите также:

Опубликовано 09 Июл 2013 в 11:08 дп. Рубрика: Русский язык во втором классе.

Ваш отзыв

*

*