Дети 7-10 лет                 Подростки

Слова, которые обозначают признаки предметов (уроки 1 и 2)

Урок 1. Понятие о словах, обозначающих признаки предметов

Цель: углубить представления учащихся о роли в русском языке слов, обозначающих признаки предметов; сформировать умения ставить вопрос к слову.

I.  Письмо по памяти (упражнение 355).

—  Подчеркнуть буквы, которые необходимо проверять. Взаимопроверка.

II.  Сообщение учащимся темы урока.

—  Сегодня мы начинаем изучать новую тему. Прочитайте название темы.

  1. Ознакомление учащихся с вопросами, на которые отвечают изучаемые слова, обозначающие признаки предметов (упражнение 358, правило на странице 111).
  2. Наблюдение над чтением текста. Подготовка учащихся к тому, чтобы они поняли роль имен прилагательных в русском языке.
  1. Упражнение 359.

— Вопрос: Угадайте, что это. В данном случае использовано стихотворение Н. Костарева «Арбуз».

Круглый, круглый, сладкий, сладкий, с полосатой кожей гладкой. А разрежешь — посмотри: красный, красный он внутри.

—  Какие слова нам помогли узнать, что это арбуз?

—  С какой стороны слово круглый характеризует арбуз? (Это слово указывает на форму.) (Учитель показывает детям рисунок.) А как характеризует арбуз слово сладкий? (Оно указывает на вкус.) А слова красный, полосатый? (Указывают на цвет.) Запишите в своих тетрадях: Арбуз (какой?) круглый, сладкий, полосатый, красный.

—  Это что? (Учитель показывает какой-нибудь предмет, например ленту.) Какая эта лента по цвету? А по ширине? А по длине? Из какого материала, из чего она сделана? Запишите в своих тетрадях: Лента (какая?) синяя, широкая, длинная, шёлковая.

  1. Со словом яблоко проводится аналогичная работа.

—   Запишите в своих тетрадях: яблоко (какое?) круглое, маленькое, сладкое, жёлтое.

—   Это что за цветы? (Учитель показывает на рисунок с изображением ландышей.) Какие эти цветы? Запишите: Ландыши (какие?) душистые.

—   Как можно одним словом сказать, что такое лента, арбуз, яблоко, ландыш? (Предметы.) У любого предмета есть свои признаки, по ними различаются между собой предметы.

—   Какие признаки мы нашли у арбуза? Слова, которые обозначают признаки арбуза, подчеркните волнистой линией. (С другими словами проводится аналогичная работа.)

—   Почему нужно уметь подмечать признаки предметов и называть их? (Это помогает отличить предметы друг от друга; описать точно предмет.)

—   На какие вопросы могут отвечать слова, которые обозначают признаки предметов? Прочитайте об этом еще раз в учебнике.

V.  Итог урока.

—  Для чего в нашей речи необходимы слова, обозначающие признаки предметов?

—  Чему мы учились на уроке?

VI. Домашнее задание: упражнение 360. Правило на странице 111.

Урок 2. Слова, отвечающие на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?. Роль этих слов в нашем языке

Цель: развить умения узнавать и употреблять осознанно в речи слова, обозначающие признаки предметов; формировать умение характеризовать предметы с различных сторон; ознакомить со словами, противоположными по смыслу.

I.  Проверка домашнего задания.

—  Подчеркните буквы, которые нужно проверять. Проверка.   (Коллективно  подбирают проверочные слова  к

словам: гладкою, сладкое, разломлю, разделю.)

II.  Работа со словами из словаря.

—  Вставьте в слова з.вод, р.бота, уч.ник пропущенные буквы, напишите их вместе с подходящими по смыслу словами.

Слова для справок: дружная, внимательный, огромный.

III.  Комментированное письмо.

В зоопарк привезли зверя. Это была огромная кошка с большими кисточками на концах длинных ушей. Шерсть у неё рыжая, с тёмными пятнами.

—  Догадайтесь, кого поймали звероловы. (Учитель показывает рисунок с изображением рыси.)

Дети записывают текст, проверяют.

—  Привезли в зоопарк еще зверей. Узнайте их по описанию. Учитель вызывает двух учащихся и предлагает им по рисунку

так описать животных, чтобы все догадались, о ком идет речь (на одном нарисован, например, медведь, на другом — слон) \ Если описание дано неудачно, вызванный ученик заменяется другим. Задание можно повторить, используя разные рисунки. (Работу целесообразно провести в форме игры.)

IV.  Наблюдение над словами, обозначающими признаки предметов.

  1. Распространение предложений (упр. 361).
  2. Составление предложения по вопросам (упр. 362).

V.  Итог урока.

—  Чему мы учились на уроке? Почему это важно уметь?

VI. Домашнее задание: упражнение 363.

Опубликовано 13 Июн 2011 в 12:53 пп

Смотрите также: