1
 

Урок 1. Слово как название предмета, его признака или действия

Цель: формирование представлений о слове как единице речи, которая является названием чего-либо; уточнение представлений о своеобразии предложения и слова по их роли в процессе общения людей.

I.  Составьте предложения из слов и напишите, вставляя пропущенные буквы.

  1. воробьи, кр.ях, зимуют, в, р.дных
  2. гр.чи, на, улетают, зиму, в, м.ста, тёплые

—  Докажите, что вы правильно написали слова. Подчеркните в предложениях подлежащее и сказуемое.

II.  Проверка домашнего задания.

III.  Сообщение темы урока.

—  Что такое предложение? Прочитайте об этом в учебнике. (Читают по оглавлению название темы и находят нужную страницу.) Составьте свое предложение. (Лучшее предложение записывают с комментированием.)

—  Из чего состоит предложение?

—  Прочитайте, какой вопрос ставит вам Почемучка. (Что обозначают слова?) Как бы вы ответили на него?

IV.  Наблюдение над словом.

1-й вариант. Учитель показывает ряд предметов и предлагает назвать их.

—   Что вы использовали, чтобы назвать предметы? (Слова.) Запишите слова — названия этих предметов.

—   У каждого предмета есть свои признаки. Назовите признаки этого предмета. (Показывает предмет.)

—   Что вы использовали, называя признаки предметов? (Тоже слова.)

—   Предметы могут совершать какие-то действия. Например, этот предмет что может делать? (Показывает рисунок.)

—  Люди очень внимательно наблюдают за всем, что есть вокруг нас: за предметами, их признаками, действиями, и дают им названия. Если предмет не имеет своего названия, людям трудно понять друг друга, нужно каждый раз показывать друг другу этот предмет.

—  Что такое слово? Для чего нужны слова? (Учащиеся читают вывод в учебнике.)

2-й вариант. Учащиеся выполняют упражнение 278. (В процессе выполнения заданий целесообразно несколько слов записать.)

V.  Сравнение роли слова и предложения в нашей речи (упр. 279).

Коллективный поиск ответа на вопрос: чем отличается слово от предложения?

VI.  Работа над правилом (с. 83).

VII.  Восстановление деформированного текста   (упр.  280).

VIII.   Итог урока.

—  Что узнали на уроке?

IX.  Домашнее задание: упражнение 281. Знать правило на с. 83.

Опубликовано 06 Ноя 2011 в 10:40 дп

Смотрите также: