Дети 7-10 лет                 Подростки

Русская азбука, или алфавит (3 урока)

Изучение данной темы ставит две основные задачи: 1) уточнить представления учащихся о буквах русского алфавита как знаках для обозначения звуков, научить правильно называть каждую букву и знать ее место в алфавите, 2) формировать у учащихся умение пользоваться алфавитом в жизненных ситуациях (при составлении различных списков, при выборе книги в библиотеке, при нахождении слова в «Словаре для справок» и т. д.).

Урок 1. Алфавит

В пособии в некоторых темах приводится большее количество уроков, чем указано в планировании (один — два резервных урока на тему).

Цель: ознакомление с алфавитом (азбукой) и его ролью в жизни людей, обобщение знаний о предложении.

I.  Проверка домашнего задания.

II.  Ознакомление с алфавитом и его ролью в жизни людей.

Учитель вызывает трех учащихся, фамилии которых начинаются на одну и ту же букву, и предлагает найти свою фамилию в списке. (Каждому дать по листочку с фамилиями учащихся класса.)

  • Как вы выполняли задание? (Читали фамилии…)
  • Можно было бы задание выполнить еще быстрее, если бы вы хорошо знали порядок букв. Люди давно договорились между собой и расположили все буквы в определенном порядке.
  • Сколько всего букв в русском языке?
  • Что такое алфавит? Алфавит и азбука — это одно и то же. Слово алфавит составлено из названий греческих букв альфа и вита. Иначе алфавит можно назвать азбукой (по названию славянских букв аз и буки).
  • Ответ на все эти вопросы можно найти в учебнике (с. 26).
  • Каждая буква имеет свое название. (Читают буквы по порядку хором (упр. 87).)          •

2.  Учащиеся называют слова, которые начинаются на первые шесть букв алфавита, и записывают их. (Работа выполняется коллективно.)

3.  Беседа о том, когда в жизни мы пользуемся алфавитом и почему. (В библиотеке книги расставлены по алфавиту, в больнице карточки больных хранятся в алфавитном порядке, фамилии в списках располагаются в алфавитном порядке, слова в словарях расположены по алфавиту.) Алфавит помогает быстрее найти нужную книгу, нужное слово…

III.  Упражнения.

Упражнения 88, 89.

  • Отгадайте, какая это буква, и подберите слово, которое начинается с этой буквы.
  • Эта буква широка и похожа на жука  (Ж ).  Из книги С. Я. Маршака «Веселое путешествие от А до Я».
  • Какая буква стоит перед буквой ж и какая — после нее?
  • Подберите слова, которые начинаются на эти буквы. (Записывают эти слова в тетрадь.)
  • Что это за буква?

Ты с этой буквою знаком. Стоят два колышка рядком, а между ними поясок, протянутый наискосок. (И).Там же.

Подбор и запись слова, которое начинается с буквы и.

IV.  Домашнее задание: упражнение 90, выучить первые десять букв алфавита, запомнить, как пишутся и произносятся слова русская азбука, алфавит.

Урок 2.  Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке

Цель: формирование умения пользоваться алфавитом.

I.  Проверка домашнего задания.

—  Подберите и напишите три слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему букв больше? (Мягкий знак звука не обозначает.)

II.  Запись слов с непроверяемыми гласными.

—  Напишите слова в алфавитном порядке. (На наборном полотне стоят карточки.)

III.  Упражнения.

1.  Повторение алфавита (первые пятнадцать букв).

—  Почему важно знать расположение букв в алфавите? Где вы можете использовать эти знания?

2.  — Расположите книги в алфавитном порядке. (Учитель выставляет книги нескольких авторов.) Напишите фамилии писателей в алфавитном порядке.

3.  Игра «Кто быстрее?».

Учитель вызывает трех учащихся и дает каждому пять букв из разрезной азбуки. Задание: поставить буквы в алфавитном порядке.

4.  Упражнения 91, 92, 93.

IV.  Итог урока.

—  Почему нужно знать алфавит?

V. Домашнее задание: упражнение 94, знать названия букв.

Урок 3. Практическое использование алфавита. Обобщение знаний о звуках и буквах

Цель: развитие умения пользоваться алфавитом; формирование умения правильно анализировать звукобуквенный состав слова.

I.  Упражнения 95, 96, 97, 98.

II.  Звукобуквенный разбор слов.

—  Чтобы правильно записывать слова, нужно хорошо слышать каждый звук в слове и знать, какой буквой (или буквами) его обозначить на письме. Сегодня будем заниматься звукобуквенным разбором слов. Слова будем разбирать в таком порядке (вывешивается таблица с планом разбора слов):

  1. Сколько в слове слогов? Который по счету ударный?
  2. Сколько звуков?
  3. Сколько букв? Если букв больше, чем звуков, то почему?
  4. Назови по порядку гласные звуки и буквы, которыми они обозначены.
  5. Назови по порядку согласные звуки и скажи, какой это звук: мягкий или твердый, звонкий или глухой.
  6. Какими буквами обозначены согласные звуки?

Слова для разбора: красный, лист, шишка.

III.       Восстановление и запись деформированного предложении : на, ели, высокой, белочка, жила, ручная.

Хорошо, если каждое слово будет написано на отдельной карточке и учащиеся будут переставлять слова.

—  О ком вы будете составлять предложение? Составьте. Напишите. Проверьте.

IV.  Итог урока.

—  Чему учились на уроке?

V.  Домашнее задание: упражнение 99, повторить алфавит.

Экспериментально проверено, что изучать английский язык лучше всего начинать в начальных классах или даже до школы. Если учить одновременно английский и русский языки, то уровень знаний будет лучше. Особенно эффективно изучать английский в Ирландии, Англии или другой англоязычной стране. Почитав отзывы на irishedu.ru/otzyvy, можно заметить в Ирландии английский язык учится очень легко, усвоенные слова остаются в памяти надолго.


Смотрите также:

Опубликовано 29 Авг 2014 в 9:45 пп. Рубрика: Русский язык во втором классе.

Ваш отзыв

*

*