Дети 7-10 лет                 Подростки

Речь. Текст. Предложение (13 уроков)

Как известно, язык и речь — это не тождественные понятия.

Педагогически целесообразно начать изучение родного языка с понятия «речь», так как процесс общения наглядно воспринимается учащимися. Через знакомство с речью как процессом говорения осуществляется переход к понятию «язык» как системы средств, которыми пользуется говорящий.

В качестве основной речевой единицы, с помощью которой происходит общение, выступает предложение. (В отличие от слова, для которого ведущей функцией является номинативная, т. е. назывная.)

Предложению как синтаксическому понятию свойствен ряд существенных признаков: 1) предложение о ком-либо или о чем-либо сообщает; оно выражает законченную мысль; 2) предложение имеет интонационную завершенность (интонацию сообщения); 3) для предложения характерна своя структурная схема (в отличие, например, от словосотания: красивый дасивычеом — Дом крй); 4) в предложении выделяется грамматическая основа (главные члены); 5) слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.

Над усвоением указанных признаков предложения проводится работа в течение всех лет обучения в школе. Разница состоит в том, что уровень усвоения будет различным. Какими же знаниями и умениями овладевают второклассники? Предложение выражает законченную мысль. С опорой на данную особенность у учащихся формируется умение выделять предложение в потоке речи и оформлять его в письменной речи, используя прописную букву в начале предложения, точку, вопросительный или восклицательный знак в конце.

Предложение состоит из слов, связанных по смыслу. Структура текста, как известно, зависит от его типа. Тексты типа повествования, описания или рассуждения имеют свои структурные особенности.

Смысловую и грамматическую связь между членами предложения учащиеся устанавливают с помощью вопроса. Во II классе начинает формироваться умение ставить вопрос от одного члена предложения к другому и выделять слова, связанные между собой (умение ставить вопрос от подлежащего и от сказуемого к словам, которые их поясняют). В конце предложения голос понижается, делается пауза.

В предложении о ком-либо или о чем-либо говорится, что-то говорится. У учащихся формируется умение выделять в предложении главные члены. Вначале используются нераспространенные предложения с прямым и обратным порядком слов. Позднее вводятся распространенные предложения. Внимание второклассников акцентируется на том, какой главный член (подлежащее или сказуемое) поясняется второстепенным, т. е. уже на раннем этапе обучения раскрывается структура предложения. Учащиеся составляют схемы предложений, что способствует формированию обобщенного представления о структуре предложения. Этим же целям служит и составление предложений по данным схемам или моделям. Предписания алгоритмического характера содействуют овладению умением выделять в предложении его главные члены, устанавливать связь между членами предложения, представляющими собой словосочетание (термин «словосочетание» вводится в III классе).

Для того чтобы помочь учащимся осознать коммуникативную функцию предложения, оно сопоставляется со словом: слово что-то называет (предмет, действие предмета, признак предмета), а предложение о ком-либо или о чем-либо сообщает.

Необходимо подчеркнуть, что все признаки предложения изучаются во взаимосвязи, поскольку по самой своей сути они тесно взаимодействуют друг с другом.

Важно отметить также, что изучение предложения связано с работой над текстом как крупной речевой единицей. Именно текст обеспечивает осознание учащимися коммуникативной функции предложения, позволяет успешнее применять свои знания о предложении в речевой практике. В процессе общения человек рёдко пользуется отдельными предложениями. Чаще ему приходим я объединять несколько предложений в крупные целостные высказывания.

Сказанное выше не означает, что предложение на уроке всегда должно рассматриваться в тексте. Вначале возможно мучение его грамматических признаков на отдельных предложениях. Также возможна и специальная работа над особенностями текста. Так, например, возникает необходимость познакомить второклассников с такими особенностями текста, как:

а)   единство темы (содержание текста подчинено одной теме),

б)  структурная целостность (наличие вводной части, основной и заключительной или наличие зачина, развития действия и развязки) в) смысловая связь между предложениями, составляющими текст.

Учебник включает упражнения, направленные на формирование элементарных знаний об особенностях текста и умений составлять текст в устной и письменной форме. У учащихся начинает формироваться умение выделять части в письменном тексте, используя в этих целях красную строку, умение распознавать тему текста и озаглавливать его, ориентируясь на тему и главную мысль, устанавливать связи между предложениями, составляющими текст или его часть, используя в этих целях определенный порядок слов в предложении, замену существительных, местоимениями, текстовые синонимы, союзы (без терминов) .

Безусловно, работа над предложением не может быть ограничена уроками, на которых изучение предложения является основной целью. На синтаксической основе изучается фонетический и морфологический материал. Только систематическая работа в течение всего учебного года принесет положительный результат. При этом нужно использовать как уроки русского языка, так и уроки чтения, на которых дети учатся правильно употреблять предложение в устной речи, составлять тексты разных типов.

Эффективность обучения во многом зависит и от того, насколько учитель сумеет организовать работу над предложением с опорой на речевую практику учащихся. Целесообразно чаще практиковать задания, требующие составления предложений о виденном, об услышанном, о прочитанном, о том, что представляет интерес для детей. Стремясь как можно более точно выразить мысль, ученик сможет под руководством учителя подобрать наиболее удачные слова, выбрать правильную структуру предложения, yстановить связь между предложениями в высказывании.

остальные уроки скрыты, см. html

Урок 1. Общее понятие о речи. Речь устная и письменная.

Урок 2. Предложение как единица речи.

Урок 3. Предложение выражает законченную мысль.

Урок 4. Знаки препинания в конце предложения.

Урок 5. Общее понятие о главных членах предложения.

Урок 6. В предложении о ком-либо или о чем-либо говорится.

Урок 7. Главные члены предложения.

Ваш отзыв

*

*