Дети 7-10 лет                 Подростки

Разделительный твердый знак (6 уроков). Урок 1 (107),Урок 2 (108)

Навык правописания разделительного твердого знака в словах основан на следующих знаниях:

1) твердый знак пишется только после приставок, в отличие от мягкого разделительного знака, 2) пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный звук, 3) пишется перед корнями, которые начинаются с гласных букв е, ё, ю, я.

При формировании указанного навыка важны умения правильно слышать слово с разделительным твердым знаком (слышится звук й; сравните: сели — съели) и хорошо ориентироваться в составе слова (быстро выделять приставку).

Положительное влияние оказывают слуховые упражнения, но и зрительные тоже нужны, особенно в единстве с разбором слов по составу.

Урок 1 (107)

Тема. Разделительный твердый знак.

Цель: ознакомление с правилом употребления твердого знака. .

I. Проверка домашнего задания.

II.   Повторение о мягком разделительном знаке.

—  К словам здоровый, счастливый, варить, зимовать подберите однокоренные слова с мягким разделительным знаком, отвечающие на вопрос что?.

Учащиеся записывают слова: здоровье, счастье, варенье, зимовье.

—  Почему в этих словах вы написали разделительный мягкий знак? Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? Приведите примеры (устно).

III.  Наблюдение над словами с твердым разделительным знаком.

1-й вариант.

—  Назовите корень слова ездить. Образуйте с этим корнем слова, отвечающие на вопрос ч т о?. Используйте приставки вы-, за-, пере-, про-.

Запись на доске и в тетрадях слов: выезд, заезд, переезд, проезд.

—   А теперь образуйте слова с этим же корнем и приставками об-, под-, в-, с-. (Учащиеся называют слова, учитель записывает: объезд, подъезд, въезд, съезд.)

—   Выясним, почему в этих словах пишется разделительный твердый знак.

—   На какую букву оканчиваются приставки?

—   С какой буквы начинается корень?

—   Напишите слова объезд, подъезд, въезд, съезд, приставки подчеркните.

—   Образуйте при помощи приставки об- слова с корнями ясн, един. (Учащиеся с комментарием записывают слова объяснил, объединил и выделяют приставки.)

—   Назовите гласные буквы, перед которыми пишется твердый знак. Подчеркните их.

2-й вариант. Упражнения № 349—350.

IV.  Обобщение.

—  После каких приставок пишется твердый знак? Перед какими буквами он пишется?

Работа с правилом.

V. Списывание или запись под диктовку (№ 351).

VI. Словарная работа (№ 352). В упражнении с пропущенными буквами даны слова подъезд, подъём.

VII.  Домашнее задание (№ 353; знать правило о твердом знаке).

Урок 2 (108)

Тема. Мягкий и твердый разделительные знаки.

Цель: развитие умения сравнивать и различать слова с ъ и ь разделительными знаками.

I.   Проверка домашнего задания.

Проверку можно провести с помощью сигнальных карточек.

—  Почему в слове объезд пишется разделительный твердый знак?

—  Расскажите правило о разделительном твердом знаке. Приведите свои примеры.

II.  Составление текста из 3—4 предложений (№ 354).

III. Письмо по памяти (№ 355).

IV. Сравнение ь и ъ разделительных знаков.

—  Разберите по составу слова подъезд, обезьяна. Во время проверки учащиеся должны ответить:

1. Где в слове пишется разделительный ь? (После приставки.)

2. Где пишется разделительный ь? (В корне.)

V. Упражнение в распознавании слов с ь и ъ (№ 356).

VI. Запись под диктовку с комментированием.

Ёж охотится ночью за лягушками и жуками. А поймает змею — и её съест.

— В каком слове написали твердый разделительный знак? Почему?

VII.  Домашнее задание (№ 357).

Смотрите также:

Опубликовано 09 Сен 2012 в 3:30 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*