Дети 7-10 лет                 Подростки

Разделительный мягкий знак (6 уроков)

Урок 1.  Понятие о разделительном мягком знаке

Цель: ознакомление с правилом употребления ь; формирование умения соотносить произношение слова и его написание.

I. Повторение о букве ь как показателе мягкости согласных.

1.  Звукобуквенный разбор слова пальто.

2.  Напишите слова в единственном числе. Учитель диктует слова: кони, лоси, окуни, дни, двери, сети, словари.

—  Почему на конце этих слов вы написали б?

II. Сообщение цели урока и работа над правилом о разделительном ь.

1.. Учитель предлагает отгадать загадку: «В землю тёплую уйду, к солнцу колосом взойду, в нём тогда таких, как я, будет целая семья». (Зерно. Семя.) (А. Рождественская.)

—   Запишите отгадку. (Семя.)

—   Прослушайте еще раз загадку. Какое слово по произношению сходно со словом семя? (Слова семя и семья произносят хором.)

—  Чем различаются эти слова по произношению? (В слове семья слышится звук w, согласный звук не сливается с гласным.)

—  Как показать на письме, что мягкий согласный звук м не сливается с гласным звуком а? (Написать разделительный мягкий знак.) Напишите слово семья.

Наблюдают над произношением и записывают слова из упражнения 241. Делают вывод о том, после каких букв и перед какими пишется разделительный мягкий знак. Читают правило по учебнику.

2. Запись предложений под диктовку с предварительной подготовкой (упр. 242).

III.  Упражнение 243.

IV.  Домашнее задание: упражнение 244. Выучить загадку из упражнения 245.

Урок 2. Закрепление знаний о разделительном ь

Цель: уточнение знаний о том, перед какими буквами пишется разделительный ь.

I. Словарная работа.

1.  Устное упражнение с использованием сигнальных карточек. Учитель показывает карточки, на. которых написаны слова с

проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне (буква закрыта). Или называет слово.Учащиеся показывают карточку с этой буквой.

2.  Составление и запись предложения со словом воробьи. Например: Воробьи прыгают по земле, а вороны ходят.

II.  Проверка домашней работы.

III.  Упражнения в написании слов с разделительным ь.

—  Напишите слова во множественном числе.

Учитель читает слова: друг, звено, ручей, брат, улей, сын, муравей.

—   Почему в этих словах нужно писать разделительный б? Перед какими буквами он стоит? Подчеркните их.

—   Еще перед какими буквами может стоять разделительный б? Запишите: вьюн, вьёт.

—  Что такое вьюн?

IV.  Письмо по памяти (упр. 245).

V.  Игра «Как сказать иначе?».

—  Замените одним словом и запишите: 1. Снежная буря, метель. (Вьюга.) 2. Фрукты и ягоды, сваренные в сахаре. (Варенье.)

Учащиеся подчеркивают слоги, в которых есть разделительный ь, и объясняют, почему он пишется.

VI.  Разгадывание ребуса (упр. 247).

VII.   Игра «Кто больше знает имен?».

—  Подберите имена, в которых пишется разделительный ь (некоторые имена целесообразно написать с комментированием: Наталья, Татьяна, Илья, Ульяна, Дарья, Софья, Марьяна).

VIII. Домашнее задание: упражнение 248.

Урок 3. Слова с разделительным ь. Сопоставление ь разделительного и ь — показателя мягкости согласных

Цель: развитие умения сравнивать языковые факты; уточнение знаний о разделительном ь.

I.  Проверка домашнего задания (взаимопроверка).

II.  Самодиктант. (Можно провести в виде игры «Кто знает слова?».)

Учащиеся по очереди называют двусложные слова с проверяемыми безударными гласными, называют проверочные. Класс записывает слова с безударными гласными. Например: (шаг) шаги, (овцы) овца, (козы) коза, (травы) трава, (земли) земля, (море) моря и др.

III.  Работа с пословицами (упр. 249).

IV.  Сопоставление ь — разделительного и ь — показателя мягкости согласных.

—  Назовите слова, на конце которых слышится мягкий согласный звук. Как на письме мы покажем, что согласный звук мягкий?

—  Запишите слова: тетрадь, шесть, семь, голубь, медведь.

—  Назовите слова с мягким согласным звуком в середине. Учащиеся записывают под диктовку слова: письмо, коньки,

огоньки.

—   Что показывает ь в этих словах? (Мягкость согласного звука.)

—   Когда пишется разделительный б? (После согласной буквы перед гласными буквами е, ё, я, ю, и.)

—        Запишите слова: ручьи, прутья,’вьюга, деревья. Результаты  наблюдений  можно  обобщить  следующим  образом.

Учитель делит доску пополам и записывает:

Проводится беседа по вопросам: «Где пишется ь? После каких букв? Перед какими?»

Ответы детей учитель кратко записывает. Получается запись:

После этого каждый пункт сопоставляется и устанавливается различие или сходство в употреблении мягкого знака.

V.  Упражнение в написании слов с ь. 1. Запись слов под диктовку.

—  Запишите слова в два столбика: слева — слова, в которых ь показывает только мягкость согласных, справа — слова с разделительным ь.

Учитель диктует слова: букварь, счастье, платье, пальто, тень, вьюн, статья, школьник, скамья.

Восстановление деформированных предложений (упр. 250).

VI. Домашнее задание (упр. 252).

Урок 4. Слова с разделительным ь

Цель: развитие умения правильно употреблять в словах разделительный ь.

I.  Проверка домашнего задания.

II.  Диктант с предварительной подготовкой (упр. 253).

III.  Игра «Не подведи свой ряд».

—   Подберите и напишите три слова с разделительным ь.

—   Напишите три слова с ь — показателем мягкости.

Для выполнения задания к доске вызывают троих учеников по одному (с каждого ряда).

IV.  Запись с комментированием.

—  Ответьте на вопросы (письменно): 1. Когда опадают листья с деревьев? 2. Когда на небе видны звезды?

V.  Письмо по памяти (упр. 255).

VI.  Домашнее задание: упражнение 257.

Урок 5. Диктант

Цель: проверка умения писать двусложные слова с безударными гласными, слова с разделительным ь, с глухими и звонкими согласными на конце.

Зима.

Летят с неба пушистые снежинки. Белый ковёр лежит на полях и холмах. На реке толстый лёд. Настали весёлые деньки. Можно ходить на лыжах, бегать на коньках. (27 слов.)

Задания: 1) Во втором предложении подчеркнуть главные члены; 2) Выписать два слова с безударными гласными, написать перед ними проверочные слова, обозначить ударение.

Урок 6.  Работа над ошибками, допущенными в диктанте

Цель: формирование умения работать над ошибками; развитие умения правильно писать слова с безударными гласными, с глухими и звонкими согласными, с сочетаниями жи, ши, с разделительным ь.

I.  Сообщение общих результатов диктанта.

II.  Работа над ошибками.

Учащиеся находят ошибки на указанное учителем правило: 1. Большая буква в начале предложения. 2. Точка в конце предложения. 3. Перенос слов. 4. Пропуск и перестановка букв. 5. Мягкий разделительный знак. 6. Сочетания жи, ши. 7. Проверяемые безударные гласные. 8. Проверяемые согласные. Вспоминают правило или читают по учебнику, записывают примеры. (Работа выполняется коллективно.)

III.  Составление предложений.

Запись предложений из слов настали, деньки, ребятам, хорошо, весёлые, зимой.

—  Составьте еще одно-два предложения как продолжение только что написанных предложений. (Запись лучших предложений с комментированием.)

IV.  Устный диктант с использованием сигнальных карточек.

V.  Итог урока.

—  Для чего нужен урок работы над ошибками? Как нужно работать над ошибками?

VI.  Домашнее задание: упражнение 261.

Реклама: Если вы делаете капитальный ремонт дома и при строительстве использовали мягкую кровлю, то предлагаем капитальный ремонт мягкой кровли поручить профессионалам в строительстве и ремонте домов (и в частности кровли).

Смотрите также:

Опубликовано 15 Янв 2013 в 11:36 дп. Рубрика: Русский язык во втором классе.

Ваш отзыв

*

*