Дети 7-10 лет                 Подростки

Предложение, связная речь (4 урока)

Урок 1.  Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.

Цель: развитие умения выделять предложение из речевого потока и оформлять его на письме; формирование умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.

I. Проверка домашнего задания (взаимопроверка).

II. Упражнение в делении текста на предложения и в разборе предложений по членам.

1.  — Догадайтесь, сколько предложений я прочитаю.

Отшумела злая вьюга. Стала ночь короче дня. Тёплый ветер дует с юга. Капли падают звеня. (Г. Л а д о н щ и к о в)

— Как вы узнали, что я прочитала четыре предложения? (Паузы между предложениями, понижение голоса в конце предложения. В первом предложении говорится о вьюге, во втором — о ночи, в третьем — о ветре, в четвертом — о каплях.)

2.  Прочитайте про себя текст упражнения 448 и определите, сколько в нем предложений. Докажите. Спишите предложения. Подчеркните главные члены.

—  Расскажите о подлежащем по плану: 1. Что это такое? 2. Что обозначает? 3. На какие вопросы отвечает? Расскажите о сказуемом по этому же плану.

—  Сравните подлежащее и сказуемое. Чем они сходны? (Это главные члены.) Чем различаются?

III.         Упражнения.

1. Творческий диктант с заданием дополнить предложение подходящим по смыслу словом.

Учитель вывешивает рисунки (лиса и заяц) и читает предложения. Учащиеся пишут, вставляя подходящее по смыслу подлежащее.

Вот бежит по лесу рыжая… (лиса). Только пушистый … (хвост) мелькает в кустах. В густой траве притаился маленький … (зайчишка или зайчонок).

—  Подчеркните подлежащее и сказуемое.

—  Устно составьте предложения, которые были бы продолжением написанных.

2. Упражнения 449, 450.

Учитель обращает внимание учащихся на точность употребления сказуемого, например: Ежик выбрался из-под кучи хвороста, он поспешил на охоту и т. п.

—  Как в устной речи мы отделяем одно предложение от другого? Как на письме показываем начало и конец предложения?

—  Какой член предложения называется подлежащим, какой — сказуемым?

  1. Домашнее задание: упражнение 451. Повторить слова из словаря на буквы о, п, р, с.

Урок 2.  Упражнение в установлении связи между членами предложения.

Цель: формирование представлений о связи между членами предложения.

I. Проверка домашнего задания.

1. Запись под диктовку. (Используются слова из словаря на буквы о, п, р, с.) Проверка с помощью сигнальных карточек.

2. Проверка упражнения 451.

И. Восстановление деформированных предложений (упр. 453).

III.         Вывод о связи слов в предложении (по учебнику).

IV. Упражнение в установлении связи слов в предложении (упр. 454).

V. Зрительно-слуховой диктант с предварительной подготовкой.

Возвращаются скворцы, Наши старые жильцы. Воробьи у лужицы Шумной стайкой кружатся. (Г. Л а д о н щ и к о в)

—  Подчеркните буквы, которые нужно проверять.

—  Подчеркните главные члены второго предложения.

VI. Итог урока.

— Чему учились на уроке? Почему важно уметь устанавливать связь слов в предложении? Составьте свое предложение.

VII.        Домашнее задание: упражнение 455.

Выписать из словаря слова на буквы д, з, к, л. Составить предложение с одним из слов.

Урок 3.  Упражнение в установлении связи слов в предложении.

Цель: развитие умения  анализировать предложение   (находить подлежащее и сказуемое и зависимые от них члены).

I. Проверка домашнего задания.

— Чему учились, выполняя упражнение? Почему важно уметь найти в предложении подлежащее, сказуемое и те слова, которые с ними связаны?

II. Разбор предложений по членам. Составление схемы предложений.

1. Упражнение 456 (выполняется с комментированием; один ученик пишет на доске, остальные — в тетрадях).

Отрабатывается порядок разбора предложения, составляется его схема. Последовательность действий учащихся может быть представлена в следующем виде: 1. Прочитайте предложение. 2. Найдите подлежащее. (Для этого найдите слово, которое обозначает, о ком или о чем говорится в предложении. Поставьте к
слову вопрос. Подчеркните подлежащее одной чертой.) 3. Найдите сказуемое. (Для этого найдите слово, которое обозначает, что говорится о подлежащем. Поставьте к слову вопрос. Подчеркните сказуемое двумя чертами.) 4. Найдите слово, которое поясняет подлежащее. (Для этого поставьте вопрос от подлежащего. Слово, которое на него отвечает, поясняет подлежащее и связано с ним. Проведите стрелку от подлежащего к этому слову.) 5. Найдите слово, которое поясняет сказуемое. (Для этого поставьте вопрос от сказуемого к другому слову. Слово, которое отвечает на этот вопрос, поясняет сказуемое и связано с ним. Проведите стрелку от сказуемого к слову, которое его поясняет.)

III. Самостоятельная работа (упр. 457).

IV. Составление и запись предложений по схемам.

V. Деление сплошного текста на предложения  (упр. 458).

VI.          Итог урока.

— Чему учились на уроке?

VII. Домашнее задание: упражнение 459.

Урок 4. 9 Мая — великий праздник Победы.

Цель: уточнение представлений учащихся о Дне Победы; развитие речи учащихся (активизация словаря, формирование умения пользоваться предложением в речи), воспитание уважения к советским воинам и ветеранам Великой Отечественной войны.

I. Беседа и запись предложений о Дне Победы.

1.  — Почему особенно Дорог этот праздник нашему советскому народу? Что вы о нем знаете?

2.  Упражнение 461.

3.  — Приходилось ли вам видеть по телевизору Красную площадь 9 Мая? Что вам особенно запомнилось?

III.         Работа с загадкой.

— Отгадайте, что это такое:    В небо взлетают цветные огни.

Весть о победе разносят они. (Салют.)(Е. T р у т н е в а)

—      Как понимаете смысл слова салют? Работу с учебником можно провести после выполнения упр. 464 (по усмотрению учителя). Приходилось ли вам видеть салют? Расскажите.

IV.         Упражнение 462.

V. Письмо по памяти (упр. 463).

VI. Работа с пословицами (упр. 460).

VII.        Домашнее задание: списать стихотворение из книги для чтения (по указанию учителя).

Смотрите также:

Опубликовано 30 Апр 2011 в 2:31 пп. Рубрика: Русский язык во втором классе.

Ваш отзыв

*

*