Дети 7-10 лет                 Подростки

Предложение (12 уроков)

Два урока из данной темы можно провести в конце I четверти. Такой вариант дан в пособии.

Задачи изучения темы:

формирование понятия «предложение» (существенные признаки предложения: 1) выражает законченную мысль; 2) слова в предложении связаны по смыслу; 3) в предложении о ком-либо или о чем-либо говорится, что-то говорится; 4) предложение имеет интонацию законченности (или завершенности);

развитие умения правильно строить предложения;

совершенствование умения интонационно правильно произносить предложение и правильно оформлять его на письме (большая буква в начале предложения, точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце);

формирование умения стилистически точно употреблять слова в предложении;

формирование умения последовательно употреблять предложения в тексте, устанавливая между ними связь.

Работа над предложением проводится в течение всего учебного года. Углубляются знания учащихся о главных членах предложения, о связи слов в предложении.

В III классе учащиеся знакомятся с видами предложений по цели высказывания и по интонации. По цели высказывания предложения, как известно, делятся на три вида: повествовательные, вопросительные и побудительные. Важно подвести учащихся к пониманию сущности такого деления: предложение произносится с какой-нибудь целью. Предложение, в котором о чем-либо спрашивают, называется вопросительным. Предложение, в котором о чем-либо сообщают (повествуют), называется повествовательным. Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется побудительным.

Создавая на уроке определенную речевую ситуацию, учитель наглядно показывает, какое предложение нужно употребить в зависимости от цели высказывания («Задайте друг другу вопрос», «Расскажите о самом интересном, о чем вы узнали из книги…», «Посоветуйте, как можно быстро научиться кататься на коньках» и т. п.).

По интонации предложения делятся на восклицательные и невосклицательные. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произнести спокойно или с сильным чувством радости, удивления, страха и т. д. Предложение, которое произносится с особым чувством, называется восклицательным, и в конце его ставится восклицательный знак.

Итак, если повествовательное или побудительное предложение произносится с особым чувством, то в конце нужно поставить не точку, а восклицательный знак, поскольку по интонации они будут восклицательными. А какой знак нужно поставить в конце вопросительного предложения, если оно произносится с особым чувством радости? Рассуждая логически, надо поставить два знака: вопросительный и восклицательный. Однако подобные случаи в начальных классах не рассматриваются, и учащимся сообщается о том, что в конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.

Смотрите также:

Опубликовано 08 Окт 2012 в 11:48 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*