Дети 7-10 лет                 Подростки

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне Урок 1 (55)

Урок 1 (55)

Тема. Особенности проверочных и проверяемых слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.

Цель: углубление представлений учащихся о словах, которые нужно проверять и которые являются проверочными.

I.  Наблюдение над связью между смыслом слова, его произношением и написанием (№ 185, 186).

Учитель обращает внимание учащихся на связь между лексическим значением слова, его произношением и написанием. Например, слова прут и пруд, плот и плод, луг и лук произносятся одинаково, а смысл имеют разный и пишутся с разными буквами. Прежде чем написать слово, нужно выяснить для себя его смысл. Так, прут — это сломанная ветка без листьев, пруд — водоем, вырытый людьми; плод — часть растения, в котором содержатся семена, плот —скрепленные бревна или доски.

II.    Наблюдение над особенностями произношения звонких и глухих согласных.

—  Напишите первые буквы слов.

Учитель читает слова. Учащиеся пишут на первой строке букву первого слова, на следующей строке (под ней) — букву второго слова.

Бочка — почка, Ваня — Федя, год — кот, дом — том, жил — шил, зима — Сима.

—  Чем различаются между собой звуки: б—п, в—ф, г—к, д—т, ж—ш, з—с?

—   Как называются эти звуки? (Парные звонкие и глухие согласные.)

—   Почему их называют парными звонкими и глухими согласными?

—   Запишите последние буквы слов: стол, сом, слон, сыр.

—  Сравните звуки л, м, н, р. Какие они — звонкие или глухие? (Непарные звонкие.)

—  Напишите первые буквы слов: хлеб, цветок, чтение, щавель.

—  Какие звуки (звонкие или глухие) обозначают буквы х, ц, ч, щ? (Непарные глухие.)

III.   Упражнение на распознавание мягких и твердых согласных звуков (№ 187).

Обращается внимание на то, что большинство парных звонких и глухих согласных бывают мягкими и твердыми: [б] — [б'], [п] — [п'], [в] — [в'], [ф] — [ф'] и т. д. Звуки [ж] и [ш] — твердые.

IV.  Обобщение об особенностях проверочных и проверяемых слов.

1.   Запись под диктовку с предварительной орфографической подго-товкой.

Учитель читает предложение: Первый лёд и первый снег очень радовали всех. (В. Фетисов.)

—   В каких словах согласные звуки требуют проверки и почему?

—   Какие слова являются проверочными?

2.   Работа с правилом.

3. Подбор однокоренных слов.

—  Подберите однокоренные слова с корнем ход. Учитель записывает несколько слов, например: ходить, выход, переход, походка.

—   Какие слова нужно перед записью проверять? Почему? (Парный согласный звук стоит на конце слова или в середине перед парным согласным.)

—   Какое слово можно использовать в качестве проверочного? Почему? (В слове ходить, после согласного звука д стоит гласный.)

Учащиеся записывают слова.

Аналогичную работу можно провести с корнем воз.

V.   Итог урока.

—   Итак, какие слова требуют проверки? (Слова с парным согласным в конце слова. Слова с парным согласным в середине слова перед согласным звуком.)

—   Какие слова являются проверочными? (Однокоренные слова, в которых согласный звук стоит перед гласным.)

VI. Домашнее задание (№ 189).

Смотрите также:

Опубликовано 09 Сен 2012 в 11:30 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*