Дети 7-10 лет                 Подростки

Правописание слов с двойными согласными (4 урока)

Урок 1.  Слова, в которых пишутся две одинаковые буквы

Цель: наблюдение над тем, что долгий согласный звук на письме обозначается двумя одинаковыми буквами, развитие умения проверять безударные гласные в двусложных словах.

I. Упражнение в написании слов с проверяемыми безударными гласными.

—  Запишите слова в два столбика: в левый напишите слова с буквой о, в правый — слова с буквой а. Перед записью называйте проверочное слово.

Учитель диктует слова: окно, часы, трава, плоды, столы, грачи, скала, волна.

—  В каждый столбик напишите еще по одному слову на то же правило.

Проверка.

II.  Наблюдение над словами с двойными согласными.

1-й вариант. Учитель предлагает учащимся, имена которых пишутся с двойными согласными, назвать свое имя, например: Анна, Алла, Инна (или сам называет эти имена). Записывает 4—5 имен на доске.

—  Что интересного вы заметили в написании имен? (В середине слова пишутся две одинаковые согласные буквы.)

Учащиеся записывают под диктовку слова Анна, Алла, Инна, Римма, Геннадий или составляют и записывают предложения с некоторыми из этих слов.

2-й вариант. Учитель предлагает прочитать название новой темы в учебнике и сведение о словах с двойными согласными, сообщает цель урока: «Сегодня вы узнаете слова, которые пишутся с двойными согласными».

Вывешивается таблица, на которой написаны слова с двойными согласными.  На таблице слов может быть больше, чем требуется для выполнения данного задания. Тогда работа по таблице продолжается на следующих уроках. Например, на таблице можно написать слова: Россия, коммунист, группа, коллектив, комиссия, коллекция, аллея, классный, грамматика, телеграмма, рассказ, шоссе, или открывается запись на переносной доске (двойные согласные выделены цветом).

—  Прочитайте слова. Выпишите слова в столбики: 1) с буквами сс, 2) с лл, 3) с мм (всего шесть слов).

В процессе выполнения задания выясняются лексические значения некоторых слов, например: телеграмма — сообщение, которое передается на большое расстояние по проводам, а также бланк для записи этого сообщения.

III. Упражнения 263, 264.

IV. Самостоятельная работа.

—  Подберите подходящее по смыслу слово с двойным согласным.

билетная …                          длинные …

дружный …                         берёзовая …

Слова для справок: вожжи, аллея, касса, класс.

V.  Домашнее задание: упражнение 266.

VI.  Итог урока.

—  О каких словах вы сегодня узнали? Приведите примеры.

Урок 2. Перенос слов с двойными согласными

Цель: правило переноса слов с двойными согласными.

I.  Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают слова с двойными согласными. Затем в другой тетради пишут их по памяти (или под диктовку).

II.  Повторение правил переноса слов. Запись под диктовку.

Юрий и Илья — друзья. Они помогают друг другу. Мальчики часто вместе играют. Я дружу … (напишите имя и фамилию своего друга (подруги)).

—   Какие слова при записи вам пришлось перенести? Как перенесли? Почему?

—   Какие слова в этих предложениях нельзя перенести? Почему?

Запишите и разделите для переноса слова: счастье, стройка, чайка, крылья.

III.  Обобщение.

—  Какие правила переноса слов вы знаете?

IV.  Наблюдение над переносом слов с двойными согласными. Учитель открывает запись на доске или составляет и делит

для переноса слова на наборном полотне, например: ал-лея, кас-са, рус-ский, Рос-сия.

—  Как переносятся слова с двойными согласными?

—  Прочитайте правило в учебнике на странице 79, приведите свои примеры.

V.  Упражнение в написании и переносе слов с двойными со- гласными.

  1. Упражнения 268, 269.
  2. — Угадайте, что это такое.

1)  Игра на льду на коньках с небольшим мячом или шайбой. (Хоккей.)

2)  Шестой день недели. (Суббота.)

С одним из слов (по выбору) учащиеся составляют предложение.

VI.  Итог урока.

—  Что узнали о словах с двойными согласными?

VII.  Домашнее задание: упражнение 270.

Урок 3.  Упражнения в написании слов с двойными согласными

Цель: развитие умения писать слова с двумя одинаковыми согласными буквами, устанавливать связь слов в предложении.

I.  Проверка домашнего задания.

II.  Работа со словами из словаря.

Учащиеся по очереди диктуют слова с непроверяемыми гласными. Потом проводится проверка слов по словарю.

III. Восстановление деформированных предложений (упр. 271).

IV. Упражнение 272.

V.  Игра «Кто больше подберет слов?».

Учитель пишет на доске две буквы, которые повторяются в слове, например: ее; нн … Учащиеся называют и записывают слова с такими буквами.

VI.  Упражнение в делении слов для переноса.

—  Спишите, обозначьте ударение, разделите слова коллекция, группа, классный для переноса.

—  Как переносятся слова с двойными согласными?

1)  Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта. (Пассажир.)

2)  Дорога с рядами деревьев по сторонам. (Аллея.) Учащиеся с каждым из слов устно составляют предложение.

VII.  Домашнее задание: упражнение 274.

Урок 4.  Устная и письменная передача текста по вопросам. Упражнение в написании слов с двойными согласными

Цель: развитие умения устанавливать связь между частями текста, соблюдать красную строку в тексте.

I.  Анализ текста и списывание (упр. 275).

II.  Составление устного рассказа по вопросам  (упр. 276).

III.  Домашнее задание: упражнение 277.

Смотрите также:

Опубликовано 17 Ноя 2011 в 4:53 пп. Рубрика: Русский язык во втором классе.

Ваш отзыв

*

*