Дети 7-10 лет                 Подростки

Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками Урок 1 (99),Урок 2 (100)

Урок 1 (99)

Тема. Приставка — значимая часть слова.

Цель: уточнение знаний учащихся о приставке как части слова и о ее роли в нашей речи; развитие умения выделять в слове приставку.

I.   Постановка цели урока.

—  Сегодня на уроке продолжим работу над темой «Состав слова». Из каких частей состоят слова? Докажите это на своих примерах.

—   Что вы знаете о приставке?

—   Прочитайте определение приставки в учебнике.

—   Какой вопрос вам поставил Почемучка? Попытайтесь ответить.

II.  Разбор слов по составу (№ 326).

III.   Работа с правилом по учебнику.

—  Как вы находили приставку в слове? Прочитайте правило в учебнике.

IV.  Выборочный диктант.

—  Напишите только слова с приставками.

Ранним зимним утром мы входим на лыжах в лес. Кругом лежит пушистый снег. Подходим к высокой сосне. Как красива она! Переходим через овраг. Вот и колхозная ферма. Обходим её — и снова в лес.

—   Прочитайте слова, которые вы написали. Чем различаются они по смыслу? (Входить — движение внутрь чего-либо, подходить — приближаться к чему-либо, переходить — пересекать что-либо, обходить — двигаться вокруг чего-либо.)

—   Найдите в этих словах ту часть, в зависимости от которой изменялся смысл однокоренных слов. Выделите корень и приставку.

—  Что надо сделать, чтобы найти в слове приставку?

V.  Упражнение в распознавании слов с приставками (№ 327).

VI.  Домашнее задание (№ 328; подобрать стихотворение, в котором есть слова с приставками).

Урок 2 (100)

Тема. Правописание приставок.

Цель: развитие умения писать приставки всегда одинаково, независимо от произношения (графически верно), писать слитно, осознанно употреблять слова с приставками.

I.   Проверка домашнего задания. Постановка цели урока.

Особое внимание учитель уделяет стихотворениям, которые подобрали дети дома. Важно, чтобы учащиеся понимали лексическое значение слов с приставками, смысловой оттенок, который передается приставкой.

—  Сегодня вы будете учиться правильно писать приставки.

II.  Наблюдение над правописанием приставок.

—  Прочитайте вопрос Почемучки и ответ на него. Спишите слова с приставками.

III.    Списывание с орфографическим заданием (№ 329).

Кроме выполнения заданий к упражнению, учащиеся могут выделить приставки, подчеркнуть безударные гласные в корне.

IV. Подбор слов, противоположных по смыслу (№ 330).

V. Классификация приставок.

—  На какие группы можно поделить приставки, чтобы легче было запомнить, как они пишутся? (1. Приставки с буквой о: о-, об-, обо-, ото-, до-, под-, подо-, про-. 2. Приставки с буквой а: за-, на-, над-. 3. Приставка перед-. 4. Приставки в-(во-), вы-, с-(со-).)

Учитель выставляет карточки с приставками на наборное полотно, учащиеся записывают приставки в тетрадях (каждую группу с новой строчки).

—   Запомните! Эти приставки всегда пишутся одинаково, независимо от того, как они произносятся.

—   Ни в одну из групп мы не включили приставку раз-, слова с которой часто встречаются в нашей речи. Такие приставки, как раз-, без-, из-, пишутся то с буквой з, то с буквой с. Если вам нужно будет написать слова с этими приставками, справьтесь в словаре.

VI.  Запись предложений с комментарием.

1. Завизжала пила, зажужжала как пчела. (С. Маршак) 2. У малыша Серёжи появился ёжик. В город этого зверька привезли издалека. (Ефимов) 3. Заболела эта книжка: изорвал её братишка. Я больную пожалею: я возьму её и склею. (Б. Заходер)

VII. Письмо по памяти (№ 331).

VIII. Домашнее задание (№ 332).

Смотрите также:

Опубликовано 09 Сен 2012 в 3:50 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*