Дети 7-10 лет                 Подростки

Урок 9(9) Тема. Звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я

Урок 9 (9)

Тема. Звуки и буквы. Гласные буквы е, ё, ю, я.

Цель: развитие умения отличить звук от буквы; углубление знаний о роли гласных букв е, ё, ю, я.

I.   Проверка домашнего задания.

II.  Наблюдение над особенностями звука и буквы (№ 34, 35). Учащиеся сравнивают произношение слова и написание, делают вывод. (Произнесенное слово состоит из звуков, написанное — из букв. Буква — знак для обозначения звука. Буквы ь и ъ звуков не обозначают.)

III.   Повторение гласных букв.

Пользуясь алфавитом, учащиеся пишут гласные буквы в алфавитном порядке, определяют количество гласных букв, выполняют упражнение № 36.

IV.  Наблюдения над ролью гласных букв е, ё, ю, я.

1. —Прочитайте слова: ели, ёжик, Юля, Яша. (Слова написаны на доске.)

—   Назовите первый слог. Сколько в нем звуков? Сколько букв?

—   Прочитайте в учебнике, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Учащиеся выполняют упражнение № 37.

2. —Выясним: что обозначают буквы е, ё, ю, я, когда они стоят после согласных?

Учитель предлагает назвать то, что нарисовано на картинке, и записать. Например: петух, котёнок, индюк, утята.

—   Прочитайте слоги с мягкими согласными. Подчеркните буквы е, ё, ю, я.

—   Что обозначают буквы е, ё, ю, я после согласных? Прочитайте об этом в учебнике.

V.   Итог урока.

— Что такое буква? Какие буквы звуков не обозначают? Какие буквы в начале слова обозначают два звука?

VI. Домашнее задание (№ 38).

Урок 10 (10)

Тема. Гласные и согласные звуки. Обозначение звуков буквами. Алфавит.

Цель: развитие умения различать гласные и согласные звуки, соотносить звук и букву в произнесенном и в написанном словах; развитие умения пользоваться алфавитом.

I. Проверка домашнего задания.

II. Постановка цели урока.

Учащиеся читают вопрос Почемучки («Чем отличается гласный звук от согласного?») и пытаются на него ответить; выполняют упражнение № 39.

III. Наблюдение над особенностями произношения гласного и согласного звуков.

—   Отгадайте загадку: «Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный». (Арбуз.)

—   Произнесите в слове арбуз первый звук. Какой он — гласный или согласный? Докажите.

—  Произнесите последний звук. Докажите, гласный он или согласный. Обращается внимание учащихся на три особенности согласного звука: воздух во рту встречает преграду, слышится шум, слог образует только вместе с гласным звуком.

IV.  Работа с правилом по учебнику на с. 18. Закрепление знания о том, что гласный звук образует слог (№ 40).

V.   Повторение алфавита (№ 41, 42).

Игра «Кто быстрее?». (Сидящие на первой парте получают листок, на котором написана буква. Нужно написать на листке следующую по алфавиту букву и передать его на вторую парту и т. д.)

VI. Звуко-буквенный разбор слов: шишка, голубь (памятка № 4).

VII. Итог урока.

— Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков на письме? Докажите примером.

VIII. Домашнее задание (№ 43).

Смотрите также:

Опубликовано 19 Ноя 2012 в 11:53 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*