Дети 7-10 лет                 Подростки

Урок 4 (4). Тема. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? что делает?

Урок 4 (4)

Тема. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? что делает?.

Цель: уточнение представлений учащихся о том, что такое слово, о роли слова в нашей речи; развитие умения распознавать слова по вопросам и значению, правильно употреблять их в предложении. Справка для учителя: основная функция слова — номинативная (назывная). «Слово — важнейшая структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств» (Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ф. П. Филин.— M., 1979. — С. 302).

I.  Списывание с предварительной подготовкой. Упражнение по каллиграфии (№ 13).

II. Проверка домашнего задания.

III. Постановка цели урока.

— Дома вы составляли из слов предложения. Чем отличается слово от предложения? Что такое предложение? А что такое слово? Сегодня на уроке мы с вами уточним для себя, что такое слово, чем одно слово отличается от другого.

IV.  Наблюдения над словом как единицей речи. Учитель показывает предметы и предлагает назвать их.

—  Что вы употребили, чтобы назвать предмет? (Слово.)

—  Так что же такое слово? (Название предмета.)

—  Но не только предмета. Назовите признаки этих предметов. (Зелёный карандаш. Белый мел. Прозрачная вода. Стеклянная ваза и т. п.)

—  Что обозначают слова: зелёный, белый, прозрачная, стеклянная?

—  А сейчас понаблюдайте за Буратино. Что он делает? (Прыгает, сидит, стучит…)

— Что вы использовали, чтобы назвать эти действия? (Слова.) Обобщение: слова — это названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

—  Составьте предложения об одном из этих предметов. (Учитель показывает предметы или предметные рисунки.)

—  Из чего состоят предложения?

V. Распознавание слов по вопросам (№ 15).

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание (№ 16).

VIII. Письмо по памяти (№ 14).

(Здесь и далее после домашнего задания указаны номера резервных упражнений.)

Урок 5 (5)

Тема. Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении.

Цель: развитие умений ставить вопрос к слову, распознавать слова, обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета, точно употреблять слова в предложении, составлять словосочетания из слова, обозначающего предмет, и слова, обозначающего признак предмета.

На уроке обобщаются представления о том, что такое слово, что обозначают слова и на какие вопросы они отвечают (№ 17), проводится классификация слов (№ 18). Учащиеся составляют предложения по картинке, списывают текст после его лексического анализа (№ 19), составляют словосочетания, опираясь на непосредственные наблюдения за тем, что их окружает (какой? + что? — деревянный пенал, какая? + кто? — белобокая сорока и т. п.), разбирают предложения по членам, играют, например, в игру «Подскажи словечко», загадывают загадки.

Домашнее задание (№ 20).

Смотрите также:

Опубликовано 19 Ноя 2012 в 11:55 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*