Дети 7-10 лет                 Подростки

Урок 1 (1) Тема. Обобщение знаний о языке и о речи

Цель: уточнение представлений учащихся о языке как средстве общения людей; формирование умения выделять предложение в устной речи и правильно оформлять его на письме; развитие умения обобщать. Работу по каллиграфии учитель планирует на каждый урок с учетом трудностей, которые возникают у учащихся, и отводит на нее 7—8 минут на любом этапе урока.

I. Вступительное слово о русском языке. Знакомство с учебником. Учитель предлагает кому-либо из учащихся правильно и красиво написать на доске название урока, который только что начался.

—   Как вы думаете, почему урок так называется?

—   На каких языках говорят народы, населяющие нашу страну? Запись предложений под диктовку: Школьники изучают родной язык. Люби и знай свой язык. Проверка.

—   Наша страна огромна. Люди, населяющие СССР, говорят на 130 языках. Как же мы понимаем друг друга? (Есть язык, который изучают и знают все жители Советского Союза. Это русский язык.)

—   Почему нам так важно иметь язык, на котором могут общаться люди разных национальностей?

—   Сегодня мы продолжим изучение родного языка. Откройте учебник и познакомьтесь с ним.

—  Нравится он вам? Что вас в нем привлекает?

II.  Постановка учебной задачи.

—   Прочитайте название первого раздела в учебнике.

—   Как вы понимаете смысл слова повторение?

—  Сегодня мы будет обобщать все, что вы знаете о речи. Будете учиться делить речь на предложения, правильно произносить и записывать предложения.

III. Повторение о роли речи в жизни людей, особенностях устной и письменной речи.

1. Составление текста по картинке учебника (№ 1). (Здесь и далее слово «упражнение» опущено.). Запись 2—3 предложений после коллективной подготовки.

—  Прочитайте вопрос Почемучки. Ответьте на него.

2. Устные упражнения в делении потока речи на предложения. Учитель читает стихотворение или рассказ из 5—6 предложений. Выясняется тема текста.

—   Узнайте, сколько предложений в тексте. (Учитель читает текст повторно.)

—   Как узнали? (В каждом предложении говорилось о своем; в конце каждого предложения голос понижался, была пауза.)

3.   Списывание с заданием.

Выполняют упражнение № 2 или списывают с доски сплошной текст (3 предложения) и делят его на предложения. Находят в предложениях главные члены.

—  Как в письменной речи одно предложение отделяется от другого?

IV.  Обобщение. Итог урока.

—   Что нового узнали на уроке?

—   Для чего людям необходима речь? (Передавать друг другу известия, совместно трудиться, помогать друг другу, вместе радоваться…)

—   Чем отличается устная речь от письменной? Приведите пример, когда мы пользуемся устной речью, а когда письменной.

—   Из чего состоит речь?

Домашнее задание (№ 3).

Смотрите также:

Опубликовано 09 Дек 2012 в 11:58 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*