Дети 7-10 лет                 Подростки

Урок 1 (163) Тема. Понятие о глаголе как части речи. Роль глаголов в нашем языке.

I. Повторение о частях речи. Постановка цели урока.

Учащиеся записывают под диктовку стихотворение С. Я. Маршака, подчеркивают орфограммы.

— На какие правила встречались слова? (Проверяется правильность записи.)
— Какие части речи есть в стихотворении? (Учащиеся последовательно читают предложения и называют части речи.)
— Составьте свои предложения о том, какие изменения в природе происходят в апреле. (Два-три предложения учащиеся записывают.)

— Какие части речи вы используете в своих предложениях?
— Как вы отличаете одну часть речи от другой?
— Что вы знаете о каждой части речи?
В организации четкого ответа на поставленный вопрос существенную помощь окажет таблица, написанная на доске:

Учащиеся «заполняют» ее устно, учитель записывает их ответы в соответствующие графы.

II. Наблюдения над лексическим значением глаголов и вопросами, на которые они отвечают.

1. Для того чтобы учащиеся наглядно представили, что глагол обозначает действие предмета, целесообразно применить на уроке драматизацию, предложив учащимся выполнить определенные действия. Или можно предложить назвать действия, которые они выполняли на уроке труда при изготовлении какого-либо изделия, т. е. предложить описать трудовой процесс. Учащиеся под руководством учителя записывают названия действий и вопросы, на которые отвечают глаголы, например: что делает? строит, чертит; что делали? пилили; что будем делать? будем красить и т. д.
— Чем сходны все написанные вами слова? (Обозначают действие предмета.)
— На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действия предметов?
2. Упражнения № 520, 521.

III. Работа с правилом.

IV. Упражнение на распознавание глаголов среди других частей речи.

1. Зрительно-слуховой диктант.

Ледоход. Тает лёд.
Он по речке плывёт.
Он от солнышка бежит.
Он ныряет и дрожит.
(Е. А к с е л ь р о д)
— С помощью каких слов автор показал, что происходит со льдом на реке?
— Какой частью речи являются слова тает, плывёт, бежит, ныряет, дрожит?
Учащиеся пишут текст под диктовку, подчеркивают глаголы, устно ставят к ним вопросы.
2. Выборочное списывание (№ 522).
3. Распознавание глагола и имени существительного.
— Найдите слова, которые одинаково произносятся.

Это дом или печь?
Это доменная печь!
Что умеет эта печь?
Из руды железо печь.
(Е. Гай, Ф. Л ев)
— К какой части речи относятся эти слова? Что они обозначают?
4. Подбор однокоренных слов с корнем чит(-ать).

V. Обобщение по вопросам:

1) Что такое глагол? 2) На какие вопросы отвечают глаголы? 3) Что обозначают глаголы?

VI. Домашнее задание (№ 523).

Смотрите также:

Опубликовано 04 Июл 2012 в 3:00 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*