Дети 7-10 лет                 Подростки

Однокоренные слова (уроки 7, 8, 9 и 10)

Урок 7. Упражнение в написании слов с большой буквы, выразительное чтение произведений о В. И. Ленине

На уроке используются упражнения 410, 411. Домашнее задание: упражнение 412.

Урок 8. Сравнение гласных букв в корнях проверочных и проверяемых слов

Цель: закрепление знаний о единообразном написании корня в однокоренных словах и о проверке безударных гласных в корне.

I. Проверка домашнего задания.

II.  Запись под диктовку слов с непроверяемыми гласными: город, мороз, мебель. (Записывают в столбик.)

—  Подберите однокоренные слова, которые отвечают на вопрос какой? Напишите их через черточку в столбик. (Город — городской, … .) Сравните написание корней. Одинаково ли написаны корни в однокоренных словах?

III. Повторение об однокоренных словах  (упр. 413, 414).

IV.  Упражнение в проверке безударных гласных в корнях слов.

Прочитайте слова: Гора — горка, столы — столик, дворик — дворы, сосны — сосновый, боль — больной.

—   Сравните два однокоренных слова: какое из них нужно проверять? Какое слово является проверочным? Почему?

—   Напишите слова так: сначала проверочное слово, а потом то, которое нужно проверять. Обозначьте ударение, выделите корень, подчеркните гласную букву в корне. Сравните гласную букву в корне проверочного и проверяемого слов.

V.  Упражнение 415.

VI.  Итог урока.

—  Что вы знаете об однокоренных словах? Как найти в слове корень?

VII. Домашнее задание: упражнение 416.

Урок 9. Распознавание проверяемых и проверочных слов. Упражнение в подборе однокоренных слов

Цель: развитие умения распознавать в корне слова проверяемые безударные гласные и проверять их путем подбора проверочного однокоренного слова.

I.  Проверка домашнего задания.

II.  Упражнение в распознавании проверочных и проверяемых слов.

Учитель называет два однокоренных слова с ударным и безударным гласным в корне. Например: зимний, зима.

—   Какое слово прежде, чем написать, нужно проверить? Почему? (Гласный звук в корне безударный.)

—   Какое слово является проверочным? Почему? (Гласный звук в корне ударный.)

—   Запишите проверочное слово, обозначьте ударение, выделите корень, подчеркните гласную букву в корне. (Пишут: зимний — … .)

Напишите проверяемое слово с той же гласной буквой, которую написали в проверочном слове. (Пишут: зима. Обозначают ударение, выделяют корень, подчеркивают гласную букву в корне.) В дальнейшем сохранится тот же порядок действий.

III.  Наблюдение над единообразным написанием корня в проверочном и проверяемом словах (упр. 417).

—  Какое из трех однокоренных слов: лисья, лисёнок, лисица — является проверочным? Докажите.

IV.  Подбор однокоренных слов, сравнение корней (упр. 418).

V.  Итог урока.

—  Какие гласные в корне нужно проверять? (Безударные.)

—  Какие слова являются проверочными? (Однокоренные слова с ударным гласным в корне.)

VI. Домашнее задание: упражнение 419.

Урок 10. Проверка безударных гласных в корне

Цель: развитие умения применять правила проверки безударных гласных в корне слова.

I.  Проверка домашнего задания.

—  Какие слова называются однокоренными? Приведите примеры.

II.  Игра «Кто больше подберет однокоренных слов?».

III. Проверка безударных гласных в корне. На доске подготовлена следующая запись:

—  Подберите однокоренные слова с корнем ход-, с корнем бел-(ый). Запишите. (Работа выполняется по вариантам.)

—  В каком слоге, ударном или безударном, пропущена гласная буква? (Вызванный к доске ученик обозначает ударение в словах.) В какой части слова она находится? (Выделяют корень.)

Учащиеся изменяют первое слово и записывают проверочное, обозначают ударение, выделяют корень, подчеркивают гласную в корне. Затем записывают проверяемое слово, обозначают ударение, выделяют корень, подчеркивают гласную в корне. Также записывают все слова первого столбика. Слова во втором столбике проверяют путем подбора однокоренных слов с ударным гласным в корне (последовательность действий остается той же).

Вывод: Чтобы проверить безударный гласный в корне, нужно слово изменить или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне: реки — река, свет — светить.

IV.  Работа с правилом о проверке безударных гласных в корне.

V.  Упражнения 420, 421, 422, 423.

VI.  Домашнее задание: упражнение 424.

Опубликовано 27 Май 2011 в 5:26 пп

Смотрите также: