Дети 7-10 лет                 Подростки

Однокоренные слова (уроки 3, 4, 5 и 6)

Урок 3. Упражнение в выделении корня. Наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах

Цель: развитие умения находить в слове корень; ознакомление с тем, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

I.  Проверка домашнего задания.

II.  Контрольное списывание (упр. 400).

—  Как найти в слове корень?

III.  Сообщение цели урока.

—  Будем учиться находить в слове корень.

IV.  Ознакомление со способом нахождения корня в слове.

—   Что называется корнем слова?

—   Найдите корень в слове столик. (Записывают слово.)

—   Чтобы найти в слове корень, нужно, во-первых, подобрать родственные слова. Напишите их. (Стол, столовая.) Во-вторых, нужно сравнить между собой родственные слова и найти в них общую (одинаковую) часть. Это и будет корень.

Сравните слова: столик — стол — столовая. Какая часть в этих словах одинаковая? Выделите значком корень.

—  Прочитайте в учебнике вопрос Почемучки и ответ на него.

V.  Упражнения в выделении корня слова.

—  Найдите корни в словах рыбка, листик, часы, садик.

(Работа выполняется коллективно.) Как найти корень в слове? Что для этого надо сделать? (Подобрать… Сравнить… Выделить… .)

VI.  Наблюдение над тем, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково (упр. 401, 402).

VII.  Работа с правилом на с. 124.

VIII.  Итог урока.

— Что узнали о корне? (Как найти корень в слове. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.)

IX. Домашнее задание: упражнение 403.

Урок 4. Сочинение по картинке и плану

Цель: развитие умения составлять текст по картинке и вопросам.

I.  Составление рассказа по картинке и вопросам (упр. 405).

— Рассмотрите картинку. Озаглавьте ее. («В половодье», «Спасение», «Помощь пришла» и т. п.)

—  Прочитайте вопросы по учебнику.

—   Еще раз внимательно рассмотрите картинку и составьте по ней рассказ.

—   Как можно начать рассказ? О чем нужно сказать в основной части? Чем закончить? (Обсуждаются варианты.)

II.  Подготовка к записи текста.

В процессе рассказа учащихся по картинке учитель записывает некоторые слова и словосочетания на доске (или выставляет карточки): половодье, разлилась, затопила, залезли на пенёк, уселся на стволе дерева, заметили, подплывают, заберут, выпустят.

III. Письменная работа.

— Запишем рассказ кратко по каждому из пунктов плана. Записывать будем с комментированием.

Примерный текст:

В половодье река затопила низкий берег рощи. Деревья стоят в воде. Надо спасать зайцев. Один зверёк вскочил на ствол. Два зайчика уселись на пеньке. Ребята плывут к ним на лодке. Школьники отнесут зверьков в лес.

IV.  Проверка.

V. Домашнее задание: упражнение 406.

Урок 5. Работа над ошибками. Уточнение представлений учащихся о тексте, его теме; связях между частями текста

На уроке (частично) и дома учащиеся могут выполнить упражнение 404.

Урок 6. Упражнение в единообразном написании корня в однокоренных словах

Цель: развитие умений находить корень в слове и писать одинаково корни в однокоренных словах.

I.  Проверка домашнего задания.

II.  Упражнение в нахождении корня в слове.

—   Найдите корень в словах котик, горка, грибок, свисток.

—   Что надо сделать, чтобы найти в слове корень? (По порядку выполняют необходимые действия.)

Запись в тетрадях:

котик, кот, котище
горка, гора, горный

грибок, гриб, грибной

свисток, свист, свистеть

—  Подчеркните безударные гласные в корнях слов. Сравните их.

III. Письмо по памяти (упр. 407).

—  Что нужно помнить о корне слова, чтобы правильно его написать? (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.)

IV.  Восстановление деформированных предложений (упр. 408).

  1. Домашнее задание: упражнение 409.

Опубликовано 27 Май 2011 в 5:32 пп

Смотрите также: