Дети 7-10 лет                 Подростки

Однокоренные слова (уроки 11, 12, 13 и 14)

Урок 11. Проверка безударных гласных корня

Цель: развитие умения проверять безударные гласные в корне путем подбора однокоренных слов с ударным гласным в корне.

I.  Проверка домашнего задания. Учитель называет слово с проверяемым безударным гласным в корне, учащиеся показывают сигнальную карточку.

II.  Упражнение в написании безударных гласных в корне. Упражнения 425, 426, 427.

III.  Домашнее задание: упражнение 428.

Урок 12.  Проверка безударных гласных корня

Цель: развитие орфографической зоркости и умения проверять безударные гласные в корне слов.

I.  Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.

—  Напишите слова в два столбика: в левый — с непроверяемыми гласными (слова из словарика), в правый — с проверяемыми.

Язык, работа, домашний, цветок, ребята, дежурный, снежок, воробей, скворец, зима.

II.  Повторение правила проверки безударных гласных:

—   Докажите, какие буквы пропущены в словах: зв.нок, .кно, з.мля, с.сновый. Напишите.

—   Найдите и прочитайте правило проверки безударных гласных в корне.

III.  Упражнение в написании проверяемых безударных гласных.

  1. Письмо по памяти (упр. 429).
  2. Деление сплошного текста на предложения  (упр. 430).
  3. Работа с загадкой (упр. 431).

IV.  Итог урока.

—  Чему учились на уроке?

V. Домашнее задание: упражнение 432.

Урок 13. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне

Цель: развитие умения проверять написание слов с парными согласными в корне путем изменения формы слова, ознакомление с проверкой парных согласных путем подбора однокоренных слов.

I.  Проверка домашнего задания.

—  Прочитайте проверочные слова. Почему они являются проверочными?

Учащиеся закрывают тетради с домашней работой и в других тетрадях под диктовку пишут слова, отвечающие на вопрос что делать?, устно называя проверочные слова.

II.  Сообщение темы урока.

—   Сегодня вы будете учиться проверять парные звонкие и глухие согласные в корне. Кто может назвать слова с парными согласными на конце? (Еж, берег, дождь… .)

—   Прочитайте вопрос Почемучки и ответьте на него.

III.  Повторение правила проверки парных согласных на конце слова.

—   Назовите парные звонкие и глухие согласные: б — п, в — ?, г — ?, д — ?, з — ?, ж — ?.

—   Прочитайте о парных согласных на с. 57.

—   Объясните, какие согласные буквы нужно написать на конце слова.

IV.  Ознакомление с проверкой звонких и глухих согласных (упр. 433).

—  Докажите, что написаны однокоренные слова. Какое из двух однокоренных слов является проверочным и почему? Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни.

V.   Работа с правилом по учебнику.

VI.  Упражнение 434.

VII.   Распознавание слов, требующих проверки.

—  Отгадайте загадку:

Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Осёл.)

Записывают отгадку. В тексте загадки находят слово с проверяемым согласным на конце (лошадь). Подбирают проверочное слово, доказывают, почему оно является проверочным, и записывают перед проверяемым. Подчеркивают согласную букву в проверочном и в проверяемом словах.

—   Когда парные согласные нужно проверять? (Правило на с. 59.)

—   Какие слова являются проверочными? (Правило на с. 59.)

—   Как проверить слово с парным согласным на конце? (Правило на с. 60.)

VIII.   Итог урока.

—  Чему учились на уроке? Приведите примеры слов с парными согласными, которые нужно проверять.

IX. Домашнее задатке: упражнение 435 (списать).

Урок 14. Проверка парных согласных в корне слова путем подбора однокоренных слов

Цель: уточнение представлений учащихся о проверочных и проверяемых словах; формирование умения проверять слова с парными согласными путем подбора однокоренных слов.

I.  Проверка домашнего задания.

II.  Упражнение в проверке слов с парными глухими и звонкими согласными путем изменения слова.

1.  Запись слов под диктовку (перед записью каждого слова учащиеся называют проверочное слово).

Примерные слова: поезд, отряд, сеть, тетрадь, клюв, груз, утюг, жук, морковь, сугроб, сноп, столб. (Образец рассуждения ученика дан на с. 60.)

—  Как проверить слово с парным согласным на конце слова?

2.  Итог «Кто больше знает слов?».

Учащиеся подбирают слова с указанной на конце буквой и записывают их.

—  Какие слова являются проверочными? 3. Упражнение 436.

—  Как проверить звонкие и глухие согласные в корне? Прочитайте правило в учебнике.

III.  Распознавание орфограмм в тексте. Разбор предложения (упр. 436).

—  Подчеркните буквы, которые нужно проверять. Объясните, почему так пишутся эти слова. Третье предложение разберите по членам. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Составьте схему. (Схема составляется коллективно.)

IV.  Письмо по памяти (упр. 437).

V.   Итог урока.

—  Чему учились на уроке?

VI. Домашнее задание: упражнение 439.

Опубликовано 27 Май 2011 в 5:21 пп

Смотрите также: