Дети 7-10 лет                 Подростки

Однокоренные слова (уроки 1 и 2)

Урок 1.  Общее понятие об однокоренных (родственных) словах

Цель: ознакомление с признаками однокоренных слов, развитие умения сравнивать слова.

I.  Проверка домашнего задания.

Учащиеся находят в тексте слова с безударными гласными и называют их, подбирая проверочные (поле — полянка, тропка — тропинка, …).

II.        Ознакомление с однокоренными словами. Можно использовать упражнения 393, 394.

Поскольку однокоренными словами являются слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу, целесообразно так провести наблюдения над словом, чтобы подметить в них эти два признака. Чтобы восприятие было более активным, не стоит предлагать учащимся готовых слов, лучше подобрать слова вместе с ними в процессе выполнения заданий. Например, учитель показывает сосновую шишку и спрашивает:

—  С какого дерева шишка? (После ответа детей слово сосна записывается на доске и в тетрадях.)

—  Как называется шишка с сосны? (Записывают: сосновая.)

Учитель показывет сахарницу, чайник, солонку (или их изображение на рисунке).

—  Почему эти предметы так названы?

Учащиеся объясняют, что сахарница так названа потому, что в нее кладут сахар или насыпают сахарный песок. Записывают слова: сахар, сахарный, сахарница. При этом часть сахар- записывается цветным мелком.

Аналогично учащиеся объясняют смысл слов чайник, солонка.

Слова нужно записать в два столбика:

Так устанавливается связь между лексическим значением слова и его морфемным составом. Учитель в коллективной работе с учащимися готовит материал для вывода. Вывод учащиеся делают сами, выполняя следующие задания учителя:

—  Сравните слова в каждом столбике и скажите, чем они сходны. (Учащиеся отвечают, что слова каждого столбика сходны по смыслу и имеют одинаковую часть.)

Учитель обобщает наблюдение детей и вводит новый для них термин в следующей формулировке: «Слова, которые сходны по смыслу и имеют одинаковую, общую часть, называются родственным и».

Дети читают по учебнику первую часть правила.

III.  Упражнения в подборе родственных слов.

1.  Напишите слово дом.

—  Как называется маленький дом? (Пишут: домик.)

—   Как назвать одним словом работу, которую вы выполняете дома? (Домашняя.)

—   Что за слова у вас получились? Почему их можно назвать родственными? (Выделяют значком общую часть. Аналогично проводится работа со словами двор, дворник, дворик.)

2.  Проводится работа над второй частью правила. Вводятся термины: «корень», «однокоренные слова».

3.  Учащиеся приводят примеры родственных слов, доказывают, почему они являются родственными.

IV.  Упражнение 395.

  1. Домашнее задание: упражнение 396.

Урок 2. Закрепление знаний об однокоренных словах

Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова по двум их признакам: формирование умения доказывать.

I. Проверка домашнего задания.

—  Какие слова называются однокоренными? (Учащиеся доказывают, почему слова, данные в упражнении 396, являются однокоренными.)

—  Приведите примеры однокоренных слов. Докажите. П. Упражнение в распознавании однокоренных слов. На доске записаны слова:

морозный, холодный, мороз смелый, храбрый, смелость вода, водный, водитель нос, носильщик, носовой (платок)

—   Найдите в каждой строчке однокоренные слова и докажите это.

—   Напишите только однокоренные слова. Выделите значком корень. Подчеркните безударные гласные в корне.

II.  Упражнение 398.

III.  Подбор однокоренных слов (упр. 397).

—    Что нужно знать об однокоренных словах, чтобы правильно выполнить задание? (Сходны по смыслу, имеют общую часть.)

—  Подчеркните безударную гласную в корне. Подберите проверочные слова.

IV.  Обобщение.

—   Прочитайте о родственных словах в учебнике. Приведите свои примеры.

—   Что называется корнем слова? Прочитайте об этом в учебнике.

—   Как найти в слове корень?

—   Выделите корень в словах домик, школьник.

—   Почему родственные слова иначе называются однокоренными? (Учитель поясняет, что родственные и однокоренные слова — это одни и те же по значению слова; однокоренными слова называют потому, что у них одинаковый корень; в дальнейшем мы будем пользоваться термином однокоренные.)

V.  Словарная работа.

—  Почему так назвали? Отгадайте, кто это:

Летом он ходит без устали по лесу, а зимой лежит в берлоге со своим крошечным детёнышем, лижет лапу и мечтает, наверное, о том, чтобы скорее наступило лето. Ведь летом можно будет разыскивать ульи диких пчел и лакомиться мёдом. До чего же он любит мёд! И назвали его знающий (ведающий), где мёд. То есть… (Из книги Ю. Дмитриева «Кто в лесу живёт и что в лесу растёт».)

Записать слова: Учащиеся

устно составляют предложения с этими словами.

VI. Домашнее задание: упражнение 399.

Опубликовано 27 Май 2011 в 5:35 пп

Смотрите также: