Дети 7-10 лет                 Подростки

Повторения изученного во II классе (19 уроков)

Повторение в начале учебного года ставит задачей не только восстановить знания, но и обобщить, систематизировать их. Повторение предполагает также дальнейшее развитие умений, над формированием которых проводилась работа во II классе.

В учебнике в теме «Повторение» специально выделены опорные знания, на которых нужно сосредоточить внимание учащихся. Это прежде всего единицы языка и речи: слово, предложение, текст. Необходимо, чтобы школьники давали точное определение каждой из указанных единиц: что такое предложение, что такое текст, что такое слово. Главное, безусловно, состоит в том, чтобы учащиеся не только знали эти определения, но могли использовать знания в своей речевой практике.

Вот почему так важно в начале года привести в систему все то, что уже знают дети о предложении или о слове.

Фактически все знания, которые рассматриваются в процессе повторения, получат свое дальнейшее развитие. И эту перспективу учитель должен хорошо представлять себе, приступая к повторению в начале года.

Целесообразно продолжить работу над развитием умения проводить звуко-буквенный разбор слова, правильно и быстро находить в слове ударный слог; важно обобщить известные учащимся правила переноса слова, а также способы обозначения твердости и мягкости согласных. Особое внимание следует уделить обозначению мягкости согласных в середине слов мягким знаком, употреблению в словах разделительного мягкого знака, двойных согласных.

Программа III класса не включает новых фонетических знаний, но предполагает их дальнейшее совершенствование в связи с изучением таких тем, как «Безударные гласные в корнях слов», «Глухие и звонкие согласные в корнях слов», «Разделительный твердый знак».

В процессе повторения уточняются представления учащихся о языке как важнейшем средстве общения людей и о речи. Язык и речь, как известно, не тождественны друг другу. Об этом специально пока еще не стоит говорить учащимся, но учителю нужно четко разграничивать эти категории: язык, как это отмечается в лингвистической литературе, представляет собой систему фонетических, лексических и грамматических средств, которые используются людьми для выражения мыслей, чувств, волеизъявлений; речь — это, во-первых, сам процесс говорения и, во-вторых, продукт говорения, т. е. то, что получаем в процессе говорения (высказывание). В учебнике есть такой вопрос: «Из чего состоит наша речь?» и ответ: «Речь состоит из предложений». Фактически здесь имеется в виду не сам процесс произнесения (говорение), а его результат — высказывание. Высказывание (текст) состоит из предложений.

Смотрите также:

Опубликовано 10 Дек 2012 в 11:59 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*