Дети 7-10 лет                 Подростки

Достаточно ли информации из пособий для подготовки уроков чтения в 1 классе?

Ограниченность объема различных методических пособий не позволяет авторам давать развернутые разработки всех уроков и подробно освещать каждый из возможных этапов занятий, видов, форм и приемов изучения, закрепления и повторения учебного материала. И если какой-либо вид работы встречается только в части уроков, то это не значит, что к нему не нужно обращаться на многих других. Так, к примеру, почти во все разработки первых уроков по основному периоду обучения грамоте включены упражнения в чтении по слоговой таблице. В последующих же уроках о ней говорится редко. Делается это по соображениям экономии места. Слоговая таблица в течение всего периода обучения грамоте остается эффективным средством отработки техники чтения. Многие учителя почти каждый урок начинают с краткой по времени и энергичной по темпу тренировки в чтении слогов и слов по классной слоговой таблице (и хором, и индивидуально)

В «Азбуке» отсутствуют некоторые слого-звуковые схемы для исходных слов, из которых выделяются изучаемые звуки. В разработках уроков, рассчитанных, примерно, на первые два месяца работы, даются изображения соответствующих схем. В дальнейшем же предполагается, что учитель сам составит нужную схему, заготовит карточку с нею или же прямо начертит ее мелом на доске. Сказанное относится и к использованию элементов игрового и занимательного порядка. Их немало в самом учебнике, введены они и в разработки уроков. Однако их виды и формы могут заметно разнообразиться, что, естественно, будет зависеть от особенностей состава класса, склонностей и стиля работы самого учителя, обеспеченности наглядными, дидактическими и тому подобными материалами. Так, только в части уроков, которые даны в различных пособиях, встречается упражнение занимательного характера «Полубуковка»: учитель выставляет на доске или наборном полотне изученные буквы и закрывает их нижнюю половину, дети по верхней части должны правильно определить каждую букву. Подобное упражнение весьма полезно для выработки техники чтения, поскольку в процессе чтения верхняя часть начертания букв несет основную зрительно-ориентировочную нагрузку. Понятно, что подобного типа упражнения целесообразно практиковать как можно чаще, желательно распространить на «чтение отдельных слов и даже небольших предложений в 2—4 слова 1 (они набираются из букв разрезной азбуки или печатаются на доске, затем нижняя половина закрывается полоской бумаги, а по верхним буквенным начертаниям дети читают). В равной мере это распространяется и на подход к использованию на многих уроках ребусов, упражнений в трансформации (преобразовании) слов, к проведению словарно-логических упражнений, составлению из разрозненных слов словосочетаний и предложений, уточнению значений слов по предметным картинкам и иллюстрациям, помещенным в учебнике, упражнениям в рассказывании и т. д.

Обдумывая, как лучше и эффективнее подключить к урокам обучения детей грамоте элементы игрового и занимательного характера, желательно прежде всего охватить с возможной полнотой и активно использовать соответствующий материал, имеющийся в учебнике

Смотрите также:

Опубликовано 10 Янв 2013 в 4:01 пп. Рубрика: Как обучать детей в первом классе.

Ваш отзыв

*

*