Дети 7-10 лет                 Подростки

Имя существительное Урок 14 (132)

Урок 14 (132)

Тема. Упражнение в склонении имен существительных.

Цель: Формирование умения склонять имена существительные (с ударными окончаниями) в единственном числе; ознакомление с приемами определения падежа.

I. Проверка домашнего задания.

II. Постановка цели урока.

—  Сегодня будете учиться различать падежи имен существительных. Почему это важно?

—Сравните предложения: Я дала тетрадь ученику. Я дала тетрадь ученика. Чем они различаются по смыслу? (В первом предложении указано на то, кому дана тетрадь, во втором —  чью дали тетрадь.)

—   Чем различаются слова ученика, ученику? (Разные падежи, разные окончания.)

—  Чтобы точно выразить мысль, нужно знать падеж.

III.   Наблюдение над особенностями падежей.

Учащиеся записывают с комментированием предложения: Первым из космоса увидел Землю советский космонавт. В это время корабль пролетал над широкой сибирской рекой.

—  Найдите подлежащее и сказуемое в первом предложении; подчеркните их.

—  Какой частью речи выражено подлежащее? Определите падеж.

—   Запомните, что существительное, которое является подлежащим, всегда стоит в именительном падеже.

—   Для того чтобы узнать падеж существительного (из) космоса, прежде всего найдем слово, от которого оно зависит, и поставим от этого слова вопрос. Найдите слово и поставьте вопрос (увидел откуда? из чего?— из космоса).

Запомните, что на вопросы из чего? откуда? отвечает имя существительное только в родительном падеже. Предлог из употребляется с существительными только в родительном падеже. На данном уроке целесообразно начать составление таблицы «Предлоги и падежи». Для этого на планки наборного полотна, на которых стоят карточки с наименованием падежей и вопросами, постепенно нужно выставлять карточки с предлогами.

—   Найдите в предложении слово, от которого зависит слово Землю, поставьте вопрос и определите падеж.

—   С какой трудностью вы здесь встретились? (Слово отвечает на вопрос что?. Этот вопрос есть и в именительном, и в винительном падеже.)

—  Обратите внимание на окончание. Оно нам здесь поможет.

—   Итак, чтобы узнать падеж имени существительного, надо: 1) найти слово, от которого зависит имя существительное, и поставить от него вопрос; 2) по вопросу и предлогу узнать падеж.

—   Докажите это на примере второго предложения. (Определяют падеж имен существительных корабль, рекой, знакомятся с выводом на с. 164.)

IV. Упражнение в определении падежа (№ 436—438).

V. Устное упражнение в склонении существительных. Вызываются четыре ученика: первый называет падеж, второй — вопрос, третий — имя существительное, четвертый — окончание. Для склонения используются слова с ударными окончаниями.

— Что значит просклонять слово? (Изменить окончание слова по падежам.)

VI. Домашнее задание (№ 439).

Смотрите также:

Опубликовано 09 Сен 2012 в 1:47 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*