Дети 7-10 лет                 Подростки

Имя существительное (24 урока). Урок 1 (119)

Задачи обучения по теме «Имя существительное»:

1)   формирование грамматического понятия «имя существительное»;

2)     закрепление знаний об одушевленных и неодушевленных существительных (термины не обязательны);

3)     усовершенствование умения писать с большой буквы собственные имена существительные;

4)   ознакомление с родом имен существительных, формирование навыка правописания родовых окончаний, мягкого знака в конце существительных после шипящих;

5)     развитие умения изменять имена существительные по числам, определять число, род;

6)     наблюдение над изменением окончаний имен существительных при связи с другими словами (первоначальное понятие о склонении), формирование умения склонять имена существительные с ударными окончаниями;

7)     обогащение словаря учащихся новыми именами существительными, развитие навыка точного употребления их в речи (в частности, наблюдение над многозначностью имен существительных, ознакомление с существительными — синонимами и антонимами).

Каждая из задач решается не изолированно, а во взаимосвязи. Однако на определенных этапах работы по теме уделяется больше внимания одной из задач.

Для формирования понятия «имя существительное как часть речи» важно познакомить учащихся с основными смысловыми группами слов, которые объединяются в данную часть речи, указать на грамматические признаки, характерные для существительных, раскрыть роль имен существительных в нашей речи.

Урок 1 (119)

Тема. Имя существительное.

Цель: ознакомление с обобщенным лексическим значением имен существительных (являются названием людей, вещей, событий и пр.), формирование понятия «имя существительное».

I.   Наблюдение над ролью имен существительных в нашем языке. Учитель сообщает о том, что сегодня дети начинают изучать новую тему, предлагает прочитать ее название и вопрос Почемучки. Учащиеся пытаются ответить на вопрос.

Вернемся к этому вопросу еще раз после того, как выполните упражнение № 389. (Выполняют. В процессе выполнения задания уточняется представление учащихся о том, почему в речи так много имен существительных: много предметов в окружающем нас мире, имена существительные — названия предметов).

—   Как вы отличаете имена существительные от других частей речи?

II.  Работа с пословицей (№ 390).

III. Упражнение в классификации существительных (№ 391).

IV. Обобщение.

—   Какие группы слов вы написали? Чем сходны между собой все эти слова? (Они отвечают на вопросы что? или кто?, обозначают предметы. Это имена существительные.)

—   Подчеркните безударные гласные в корнях слов.

V. Наблюдение над ролью имен существительных в предложении. Учащиеся составляют предложения на данную учителем тему. Два лучших предложения (после обсуждения) разбирают по членам и записывают.

VI. Обобщение.

Учащиеся самостоятельно готовятся к ответу на вопросы: 1) Что такое имя существительное? 2) Что оно обозначает? 3) На какие вопросы отвечает? 4) Каким членом предложения чаще всего бывает в предложении?

VII.  Наблюдение над многозначностью имен существительных.

— Какой смысл имеет существительное урок в следующих стихотворениях?

(В первом стихотворении слово урок употребляется в значении «домашнее задание», во втором — в значении «учебный час».)

Учитель обращает внимание учащихся на то, что многие существительные имеют несколько значений.

VIII. Домашнее задание (№ 392).

Смотрите также:

Опубликовано 09 Сен 2012 в 2:51 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*