Дети 7-10 лет                 Подростки

Имя прилагательное Урок 5 (147),Уро 6 (148)

Урок 5 (147)

Тема. Текст-описание.

Цель: ознакомление с особенностями текста-описания; формирование умения составлять текст-описание.

I.   Проверка домашнего задания.

(Проверку пропущенных букв можно провести с помощью сигнальных карточек.)

— Как описывает автор весну? Какие особенности он отмечает?

II.  Постановка цели урока.

—  Сегодня узнаете, какой текст называется описанием. Будете учиться его составлять.

III.   Наблюдения над особенностями текста-описания (№ 486).

— Прочитайте об особенностях текста-описания.

IV. Распознавание текста-описания (№ 487).

V. Составление текста-описания (обучающее сочинение).

—   Какое животное вы бы хотели описать? (Проводится обсуждение, в ходе которого учащиеся могут поделиться на группы или все согласятся описывать одно и то же животное. Надо описывать такое животное, за которым учащиеся имели возможность непосредственно наблюдать или смотрели о нем фильм.)

—   Мы опишем только внешний вид животного и некоторые его повадки. Что мы будем доказывать своим описанием, какова будет основная мысль нашего текста? Обычно основная мысль дается в начале текста как исходное предложение, реже — в конце текста.

Приводим в качестве примера описание волка.

Волк — мощный зверь. Он похож на крупную серую собаку, но голова у него гораздо больше, лоб шире. Шея толстая. Хвост опущен и висит как полено. Его толстые уши стоят торчком. Глаза расставлены косо и горят злобно желтоватым блеском.

Волчья шерсть грубая, густая и длинная. Она окружает шею зверя, как воротник, поэтому шея кажется особенно толстой.

(По А. Клыкову)

VI. Домашнее задание (№ 489).

Уро 6 (148)

Тема. Изменение имен прилагательных по родам.

Цель: ознакомление с изменением имен прилагательных по родам; развитие умения определять род имен существительных.

I.   Проверка домашнего задания.

II.  Запись под диктовку словосочетаний: тяжёлый багаж, холодный ключ, длинная ночь, зелёный карандаш, озимая рожь, сочный овощ, полезная вещь.

—  Подчеркните буквы, которые нужно проверять. Обозначьте род имен существительных.

—   Как узнать род имени существительного?

—   Как определить род имени прилагательного?

III.   Сообщение цели урока.

—  Вы научитесь определять род имен прилагательных, узнаете об изменении имен прилагательных по родам.

IV.  Наблюдение над изменением имени прилагательного по родам. Учитель показывает предметы (или рисунки), например: чайник, чашка, блюдце.

—  Все эти предметы сделаны из фарфора. Как мы скажем: чайник какой? (Фарфоровый.) Чашка какая? (Фарфоровая.) Блюдце какое? (Фарфоровое.)

Учитель записывает словосочетания в столбик на доске, учащиеся — в тетрадях.

—  Какую разницу вы заметили между словами фарфоровый, фарфоровая, фарфоровое? (Разные окончания, отвечают на разные вопросы.)

—  Выясним, почему изменились окончания имен прилагательных.

—   Определите, какого рода имена существительные чайник, чашка, блюдце. Такого же рода и имена прилагательные, которые к ним относятся. Выделите окончания прилагательных.

—   Напишите в столбик имена существительные костюм, кофта, платье. Определите род. Справа напишите прилагательное синий с вопросом. Измените прилагательное по родам, окончания выделите.

Аналогичное задание целесообразно предложить, используя существительные дуб, берёзка, дерево и прилагательное молодой.

V.   Обобщение.

Учащиеся выполняют упражнение № 490, знакомятся с правилом. Отвечают на вопросы в конце упражнения, работают с таблицей (№ 491).

Необходимо особо подчеркнуть, что: 1) прилагательное изменяется по родам, а существительное бывает того или иного рода;

2) изменяются по родам прилагательные только в единственном числе.

VI. Упражнение в определении рода имен прилагательных (№ 492).

VII. Домашнее задание (№ 493).

Смотрите также:

Опубликовано 09 Сен 2012 в 1:17 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*