Имя прилагательное Урок 5 (147),Уро 6 (148)
Урок 5 (147)
Тема. Текст-описание.
Цель: ознакомление с особенностями текста-описания; формирование умения составлять текст-описание.
I. Проверка домашнего задания.
(Проверку пропущенных букв можно провести с помощью сигнальных карточек.)
— Как описывает автор весну? Какие особенности он отмечает?
II. Постановка цели урока.
— Сегодня узнаете, какой текст называется описанием. Будете учиться его составлять.
III. Наблюдения над особенностями текста-описания (№ 486).
— Прочитайте об особенностях текста-описания.
IV. Распознавание текста-описания (№ 487).
V. Составление текста-описания (обучающее сочинение).
— Какое животное вы бы хотели описать? (Проводится обсуждение, в ходе которого учащиеся могут поделиться на группы или все согласятся описывать одно и то же животное. Надо описывать такое животное, за которым учащиеся имели возможность непосредственно наблюдать или смотрели о нем фильм.)
— Мы опишем только внешний вид животного и некоторые его повадки. Что мы будем доказывать своим описанием, какова будет основная мысль нашего текста? Обычно основная мысль дается в начале текста как исходное предложение, реже — в конце текста.
Приводим в качестве примера описание волка.
Волк — мощный зверь. Он похож на крупную серую собаку, но голова у него гораздо больше, лоб шире. Шея толстая. Хвост опущен и висит как полено. Его толстые уши стоят торчком. Глаза расставлены косо и горят злобно желтоватым блеском.
Волчья шерсть грубая, густая и длинная. Она окружает шею зверя, как воротник, поэтому шея кажется особенно толстой.
(По А. Клыкову)
VI. Домашнее задание (№ 489).
Уро 6 (148)
Тема. Изменение имен прилагательных по родам.
Цель: ознакомление с изменением имен прилагательных по родам; развитие умения определять род имен существительных.
I. Проверка домашнего задания.
II. Запись под диктовку словосочетаний: тяжёлый багаж, холодный ключ, длинная ночь, зелёный карандаш, озимая рожь, сочный овощ, полезная вещь.
— Подчеркните буквы, которые нужно проверять. Обозначьте род имен существительных.
— Как узнать род имени существительного?
— Как определить род имени прилагательного?
III. Сообщение цели урока.
— Вы научитесь определять род имен прилагательных, узнаете об изменении имен прилагательных по родам.
IV. Наблюдение над изменением имени прилагательного по родам. Учитель показывает предметы (или рисунки), например: чайник, чашка, блюдце.
— Все эти предметы сделаны из фарфора. Как мы скажем: чайник какой? (Фарфоровый.) Чашка какая? (Фарфоровая.) Блюдце какое? (Фарфоровое.)
Учитель записывает словосочетания в столбик на доске, учащиеся — в тетрадях.
— Какую разницу вы заметили между словами фарфоровый, фарфоровая, фарфоровое? (Разные окончания, отвечают на разные вопросы.)
— Выясним, почему изменились окончания имен прилагательных.
— Определите, какого рода имена существительные чайник, чашка, блюдце. Такого же рода и имена прилагательные, которые к ним относятся. Выделите окончания прилагательных.
— Напишите в столбик имена существительные костюм, кофта, платье. Определите род. Справа напишите прилагательное синий с вопросом. Измените прилагательное по родам, окончания выделите.
Аналогичное задание целесообразно предложить, используя существительные дуб, берёзка, дерево и прилагательное молодой.
V. Обобщение.
Учащиеся выполняют упражнение № 490, знакомятся с правилом. Отвечают на вопросы в конце упражнения, работают с таблицей (№ 491).
Необходимо особо подчеркнуть, что: 1) прилагательное изменяется по родам, а существительное бывает того или иного рода;
2) изменяются по родам прилагательные только в единственном числе.
VI. Упражнение в определении рода имен прилагательных (№ 492).
VII. Домашнее задание (№ 493).
Смотрите также:Опубликовано 09 Сен 2012 в 1:17 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.