Дети 7-10 лет                 Подростки

Имя прилагательное Урок 3 (145),Урок 4 (146)

Урок 3 (145)

Тема. Имена прилагательные, противоположные по смыслу.

Цель: углубление представления об именах прилагательных, близких по смыслу; развитие умения правильного употребления прилагательных, близких и противоположных по смыслу.

I.   Проверка домашнего задания.

II.   Наблюдение над прилагательными, противоположными по смыслу (№ 477).

Уточняются представления учащихся о том, что предметы можно противопоставить друг другу по одному какому-либо признаку: по ширине, силе и т. п. Учащиеся читают об этом в учебнике.

—   Почему в речи мы нередко противопоставляем один предмет другому предмету? (Чтобы лучше представить себе особенности каждого предмета.)

—   Назовите предметы, которые можно противопоставлять друг другу по какому-нибудь признаку. (Можно противопоставлять реку и ручей по ширине, зиму и лето по температуре, орла и ласточку по величине и т. д.)

В процессе коллективной работы учащиеся называют словосочетания или предложения. Например: Река широкая, а ручей узкий. Лето тёплое, а зима — холодное время года.

III.    Сравнение имен прилагательных, противоположных по смыслу (№ 478-480).

IV.   Итог урока.

—  По каким признакам один предмет можно противопоставить другому?

V. Домашнее задание (№ 481).

Урок 4 (146)

Тема. Имена прилагательные, близкие по смыслу.

Цель: практическое ознакомление учащихся с синонимическим рядом слов, их ролью в речи.

I. Проверка домашнего задания.

II. Наблюдение над прилагательными, близкими по смыслу (№ 482).

Выполняя упражнение, учащиеся практически знакомятся с особенностями прилагательных-синонимов как слов, близких по смыслу, но не одинаковых. В упражнении слова каждой строчки расположены с учетом возрастания степени качества. Сравнивая между собой слова каждой строчки, учащиеся замечают их сходство и различие (можно показать соответствующие предметы или рисунки).

III. Подбор слов, близких по смыслу (№ 483, 484).

IV. Словарная работа (редактирование текста). Учитель читает текст.

В пустыне.

Очень жаркий день. Жаркое солнце нещадно палит почву. По жаркой пустыне идёт караван верблюдов.

—  Что кажется в тексте неудачным? Какие слова вы бы заменили? (Солнце, которое нещадно палит, точнее назвать жгучим. В такой день не просто жарко, а очень жарко. Поэтому пустыню можно назвать знойной.)

В процессе коллективной работы записывают исправленный текст: Жаркий день. Нещадно палит жгучее солнце. По знойной пустыне идёт караван верблюдов.

—  Слова жаркий, знойный, жгучий близки по смыслу, но не одинаковы. Чтобы точно выражать свои мысли, люди используют близкие по смыслу слова. В нашем языке много слов, близких по смыслу.

V.   Итог урока.

—   Какие слова называются именами прилагательными?

—   Приведите примеры имен прилагательных, близких по смыслу.

—   Назовите имена прилагательные, противоположные по смыслу.

VI. Домашнее задание (№ 485).

Смотрите также:

Опубликовано 09 Сен 2012 в 1:25 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*