Дети 7-10 лет                 Подростки

IV четверть (48 уроков). Имя прилагательное Урок 15 (157),Урок 16 (158)

Урок 15 (157)

Тема. Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных во множественном числе.

Цель: уточнение знаний о том, что прилагательные изменяются по родам только в единственном числе; развитие умения выделять в предложении словосочетания, писать окончание -ие (-ые) у прилагательных во множественном числе, -ее (-ое) у прилагательных среднего рода в единственном числе.

I.   Проверка домашнего задания.

На наборное полотно выставляются карточки с вопросами и с родовыми окончаниями имен прилагательных в единственном числе, с вопросом и окончанием -ие (-ые) во множественном числе.

—   В каком числе имена прилагательные изменяются по родам? Какие имеют окончания? Докажите на примерах.

—   На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе? Какие имеют окончания? Приведите примеры.

II.  Запись под диктовку с комментированием. Постановка цели урока.

—  Найдите в тексте имена прилагательные. Определите, в каком числе они стоят. Выделите окончания.

Машина въехала в город. Широкие улицы. Новые дома. В центре города красивая площадь. На ней стоит высокое чудесное здание из стекла и камня. Это Дворец спорта.

— Сегодня будете учиться писать окончания прилагательных в единственном и во множественном числе.

III.  Сравнение окончаний имен прилагательных среднего рода единственного числа и окончаний прилагательных во множественном числе по учебнику и по таблице.

IV. Выборочное списывание (№ 510).

V. Составление словосочетаний.

— Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные:

К а к а я?… весна, какое?… солнце, какие?… сосны, какое?… небо, какие?… поля.

Учитель учит подбирать подходящий признак: для этого надо представить себе предмет. О весне можно сказать: ранняя или поздняя, радостная, светлая, солнечная и т. д.; о солнце — ласковое, яркое; о соснах — высокие, зелёные, стройные, красивые…

VI. Составление и запись предложений о родном крае.

VII. Письмо по памяти (№ 512).

VIII.   Домашнее задание (№ 513; написать 5 слов с непроизносимыми согласными).

Урок 16 (158)

Тема. Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных.

Цель: развитие умения различать прилагательные в единственном и во множественном числе.

I.   Проверка домашнего задания.

Слова с непроизносимыми согласными можно записать под диктовку (выборочно).

II.  Диктант с предварительной подготовкой (№ 514).

Учащиеся читают предложения из упражнения и в каждом из них называют орфограммы, объясняют написание слов. После этого текст закрывается и учитель диктует его.

III.   Составление и запись текста «Ранняя весна» (№ 515). Работа проводится коллективно.

IV.  Упражнение в определении рода и числа имен прилагательных.

— Подберите к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные и напишите словосочетания. Определите род и число прилагательных, выделите окончания.

V.   Обобщение.

—  Как узнать, в каком числе стоит имя прилагательное?

— Какие окончания имеет прилагательное в единственном числе? От чего это зависит?

— Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?

Целесообразно сделать в тетрадях следующую запись:

М. р. какой? -ый, -ий, -ой
Ж. р. какая? -ая, -яя
Ср. р. какое? ое, -ее
Мн. ч. какие? -ые, -ие

Учащиеся приводят примеры словосочетаний, состоящих из существительных и прилагательных.

VI. Домашнее задание (№ 516).

Смотрите также:

Опубликовано 09 Сен 2012 в 1:02 пп. Рубрика: Русский язык в третьем классе.

Ваш отзыв

*

*